Папки-передвижки

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Ирина Кведер
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса.

Публикация «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» размещена в разделах

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во- первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.

Во- вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют ребенку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это даёт каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем.

В- третьих, активное и эффективное внедрение новых технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающим требованиям современному обществу и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.

ИКТ затрагивают все сферы жизни человечества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как открывают возможности совершенно новых методов преподавания, обучения и коррекции.

Я использую ИКТ в работе с детьми с целью оптимизации коррекционного процесса дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий для осуществления качественного логопедического воздействия на детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.

Для реализации поставленной цели я определила для себя основные направления деятельности, через которые я могу использовать информационно-коммуникационные технологии:

- использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда;

- использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми;

- использование ИКТ во взаимодействии с педагогами;

- использование ИКТ во взаимодействии с родителями.

Использование ИКТ в научно-методической и коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда.

Информационно-компьютерные технологии могут использоваться в научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:

• оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами MicrosoftOffice (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т. д.);

• создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.

использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований.

использования различных графических редакторов и программ (WinRaR, PinnacleStudio Plus, Windows Movie Maker, Adobe Photoshop CS3, Microsoft Office) для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды;

В данном случае ИКТ является средством создания, хранения информации и инструментом её обработки. С целью систематизации и классификации компьютерных дидактических и методических материалов мной планируется создание медиатеки – собрание образовательных и игровых ресурсов, имеющих коррекционно–развивающее направление.

Компьютерные программы и игры, аудиозаписи, видеоролики, презентации в моей практике стали представлять собой единый программно-методический комплекс, поддерживающий коррекционно-развивающий процесс на различных этапах обучения и в целом – способствовать повышению эффективности процесса преодоления речевых нарушений и развития познавательных процессов у детей-логопатов.

Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются :

Специализированная программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук.

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Программа содержит четыре раздела:

• Неречевые звуки

• Звукоподражание

• Речевые звуки

• Развитие связной речи

Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

• Развития фонематического слуха,

• Постановки звуков,

• Развития связной речи,

• Обучения чтению,

• Обучения счету,

• Общей дошкольной подготовки,

• Развития грамотности.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной.

Пользование информационной сетью Интернет даёт учителю– логопеду возможность:

• повышать своё профессиональное мастерство, узнавать самые последние новости в сфере коррекционной работы с детьми;

• находить нужные материалы для работы;

• презентовать себя в Сети, вести личный блог, создавая сайт или страницу на сайте учреждения.

• участие в Интернет-проектах, конкурсах, фестивалях, вебинарах, мастер-классах;

• повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий, участия в работе сетевых сообществ

Также появилась возможность создания электронного портфолио педагога.

В этом случае ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт, обобщить его, проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы PowerPoint, Flash и других программ, т. е. реализовывать свои творческие проекты.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражненийпозволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Использование ИКТ во взаимодействии с педагогами

Формы работы с использованием ИКТ : - мастер-классы с использование мультимедиа презентаций; - семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании; - презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных мероприятиях.

Использование ИКТ для взаимодействия с родителями.

Главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ-грамотности и формировании ИКТ-компетентности всех участников образовательного пространства. Неотъемлемой частью педагогического процесса являются педагоги и родители. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия системы образования с семьей.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают учителю - логопеду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность учителя, воспитателя в целом.

Многолетний опыт работы позволил мне определить разнообразные формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков использованием ИКТ).

1. Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей; (сбор анамнеза)

2. Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний и групповых мероприятий.

3. Оформление «родительских уголков» и информационных стендов, буклетов, памяток;

4. Использование книг, рабочих тетрадей; методических пособий, журналов в электронном варианте;(по работе над всеми компонентами речевой системы).

5. Знакомство со сценариями праздников, логопедических мероприятий; (демонстрация творческих работ и достижений учащихся, а так же запись речи ребенка до коррекции и после и т. д.)

6. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статического, так и динамического; (для обследования, диагностики речи)

7. Размещение информации на сайте МАДОУ «Катюша»; страничка логопеда на сайте (На личной странице логопеда в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей).

8. Взаимодействие с родителями по сотовой связи, электронной почте; У каждого родителя есть номер сотового телефона учителя - логопеда, Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации. Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями учащихся. По электронной почте им рассылаю домашние задания. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.

В дальнейшем планируется создание медиатеки, которая будет включать:

1. Игротека – игры по разным направлениям, знакомит родителей с упражнениями и заданиями, направленными не только на развитие речи, но и внеречевых процессов (внимание, мышление, память и т. д). Выполняться должны строго с родителями.

2. Советы логопеда. (Содержит конкретные рекомендации, памятки, буклеты, рекомендации).

3. Артикуляционная гимнастика, предлагает рекомендации по развитию артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т. д

4. Адреса порталов и сайтов.

5. Презентации, компьютерные программы

6. Домашние задания – упражнения на закрепление материала, упражнения развивающего характера.

Подводя итоги можно выделить следующие направления использования ИКТ в работе учителя-логопеда :

• подбор электронных пособий, специальных компьютерных игр, наглядных, демонстрационных, электронных материалов для организации занятий с детьми;

• создание базы данных по итогам диагностики речи воспитанников;

• оформление отчетной и текущей документации, планирование логопедической работы с детьми;

• оформление в электронном виде домашних заданий для закрепления воспитанниками речевого материала дома;

• отслеживание динамики работы;

• консультирование родителей детей на сайте ДОО;

использование сети Интернет для самообразования;

• создание мультимедийных презентаций, видеоматериалов для участия в конкурсах, методических мероприятиях разного уровня;

• обмен опытом работы посредством электронной почты, участия в вебинарах, онлайн-конференциях.

Гармоничное сочетание традиционных средств и ИКТ существенно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Список литературы:

1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих. -пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

2. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.

3. Кадочникова Н. К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях. // «Логопед» №1, 2012.

4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.

5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.

6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. //М. : Педагогика. 1988.

7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.

8. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.

9. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.

10. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

Публикации по теме:

Использование различных технологий музыкального образования в работе с дошкольникамиИспользование различных технологий музыкального образования в работе с дошкольниками В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Игровые музыкально-двигательные.

Применение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубикамиПрименение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубиками Игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величин, на гранях которых различные символы для дидактических упражнений. Игровое.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества - это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше.

Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками.Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками. Использования нестандартного оборудования в работе с дошкольниками. Нестандартное физкультурное оборудование в работе с дошкольниками.

Использование речевых игр в работе с дошкольниками.Использование речевых игр в работе с дошкольниками. Как вы думаете, что изображено на картинке? Это: «Трудолюбивая зебра делает уроки в парке весной» Конечно, вы сразу догадались, что это.

Картотека индивидуальных изотерапевтических игр и упражнений, используемых логопедом в коррекционно-развивающей работе Данный материал могут использовать в своей работе логопеды, воспитатели детских садов. Использование данного материала предоставляет педагогу.

Консультация для воспитателей «Использование музыкально-речевых игр в работе с дошкольниками» Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.

Коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми» ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Цель: знакомство с группой; изучение психомоторного развития детей, диагностика дыхания; снятие эмоционального напряжения,.

Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 09:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД