Использование ИКТ в условиях дошкольного учреждения

Евгения Васильева
Использование ИКТ в условиях дошкольного учреждения

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «. прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.

Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в образование и дома.

В нашем детском саду была разработана программа «Дошколенок и компьютер». Она является программой дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста. Программа реализуется в рамках основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 «Рябинушка» города-курорта Железноводска.

Программа ориентирована на обучение детей старшего дошкольного возраста работе за компьютером, а также подготовка их к школе (закрепление навыков счета и чтения, изучение часов, улучшение мелкой моторики рук, развитие логического мышления и памяти и т. д.).

Программа «Дошколенок и компьютер» по типу является экспериментальной, по признаку - общеразвивающая, по целям и задачам, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности - интегрированная.

Программа «Дошколенок и компьютер» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме в утренние часы, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

Содержание программы «Дошколенок и компьютер» соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Общение дошкольника на каждом занятии начинается с различных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций является обучающая. Специально созданные компьютерные игры и программы спроектированы так, что ребенок может не только представить себе единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Такой подход позволяет развивать у детей важные операции мышления – обобщение и классификацию.

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти – повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Играя на компьютере, малыш рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки, обозначающие их. Таким образом, начинает развиваться знаковая функция сознания, понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа.

В процессе занятий дошкольников на компьютерах улучшается их память и внимание. В раннем возрасте дети обладают непроизвольным вниманием, они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И только на яркий и значимый материал ребенок непроизвольно обращает внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития не только интеллекта, но и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В любых играх, от самых простых до сложных, необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук и моторики детей. Очень большое представительство в коре головного мозга имеют глаза. Чем внимательнее человек всматривается в то, над чем работает, тем больше пользы психическому развитию ребенка. Вот почему важно формировать моторную координацию и совместную деятельность зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Общение с компьютером вызывает живой интерес сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Именно он (интерес) лежит в основе формирования важных структур: познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, и именно они обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря им становится эффективным обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности, через сочетание игровых и неигровых моментов.

Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Цель программы «Дошколенок и компьютер»: обеспечить принятие ребенком нового вида деятельности как привычного посредством компьютерно – игрового комплекса.

Данная цель достигается в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, двигательной, художественной.

Программа ориентирована на работу со старшими дошкольниками (5 – 7 лет) и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному занятию. Общее количество часов в год на одну группу – 36.

Форма проведения занятий: подгрупповые, групповые.

В ДОУ компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится 25-30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Стандартное занятие обязательно включает смену видов деятельности и физкультминутки и имеет следующую структуру построения:

1. Введение (беседа, фронтальный опрос, фронтальная игра).

2. Работа за компьютером (объяснение педагога, самостоятельная работа с программой под руководством педагога). В этот блок обязательно включена гимнастика для глаз.

3. Физкультминутка.

4. Релаксационные игры.

В зависимости от цели занятия педагог может изменить структуру занятия, поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или подвижной игрой.

После каждого занятия обязательное проветривание помещения. Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая дошкольника в определенную игровую ситуацию, давая ему возможность запросить определенную форму помощи, излагая материал с иллюстрациями, графиками и т. д. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по–настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. При реализации информационных технологий следует исключить всякое принуждение и подавление желаний ребенка.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Использование ИКТ в условиях дошкольного учреждения
Публикации по теме:

Учимся играя!Учимся играя! Одним из приоритетных направлений Министерства образования и науки Российской Федерации является использование в учебной деятельности Электронных.

Электронное портфолио педагога Электронное портфолио педагога Коловняковой Анны Сергеевны ГБДОУ №130 Невского района г. Санкт-Петербурга Уважаемые коллеги! Хотелось бы.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование ИКТ в условиях дошкольного учреждения
Опубликовано: 7 октября 2013 в 18:07
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...