Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ

Рублёва Анна
Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ

«Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ»

Автор: Иванова Дина Викторовна

Рублева Анна Владимировна

В настоящее время современное общество неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Информационно-коммуникационные технологии позволяют модернизировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повышают его эффективность, мотивируют детей на поисковую деятельность, а также способствуют всестороннему развитию дошкольника.

Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении – это система условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Применение ИКТ (компьютер, ноутбук, интерактивная доска, видео и аудиомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, видеокамера, в предметно-развивающей среде детского сада

- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

- позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников;

- одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальной информация;

- с помощью компьютера или ноутбука можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.);

- способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста.

Целью данного проекта стало формирование предметно-развивающей среды в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий.

С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- повышение компетентности воспитывающих взрослых по проблеме;

- организация развивающей среды, способствующей разностороннему развитию личности ребенка;

- создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников.

Этапы реализации проекта:

1 этап – аналитический. Содержание деятельности: изучение научно-методической литературы, обучение воспитывающих взрослых, поиск инноваций в создании предметно-развивающей среды в ДОУ.

2 этап – организационный. Содержание деятельности: формирование предметно-развивающей среды групп дошкольного образовательного учреждения с использованием ИКТ.

3 этап – рефлексивный. Содержание деятельности: оценка результатов инновационных преобразований по проблеме.

Формируя предметно-развивающую среду группы дошкольного учреждения учитывались:

- рекомендации «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. От рождения до школы.» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

- требования СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;

- концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении, авторы В. А. Петровский и другие;

- принцип личной ориентации, позволяющий осуществлять гуманистическое и творческое влияние педагога на процесс развития личности ребенка;

- принцип целесообразности, предполагающий, что определять содержание, выбирать формы, средства воспитания и образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).

Предметно-развивающая среда групп детского сада моделировалась педагогами с учетом предоставления ребенку свободы, положительного влияния на мироощущение, самочувствие, здоровье, обеспечивающая гармоничное отношение между ребенком, взрослым и окружающим миром. В группах детского сада оборудованы разнообразные центры с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяющие дошкольникам выбирать занятия по интересам, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Это:

- центр «Юные экологи», где дети знакомятся с разнообразием природного мира, учатся бережному отношению ко всему живому, проводят элементарные опыты,

- центр «Познавательный» - позволяет развивать воображение, память, внимание, логическое мышление, речь ребенка дошкольника, знакомит детей с художественной литературой;

- центр «Юные таланты» - помогает воспитанникам проявить свое творчество в изобразительной, музыкальной и театральной деятельности;

- центр «Игралочка» максимально приближает ребенка к предметам, окружающим их в быту, помогает реализовать их потребность к разным видам игр (сюжетно-ролевым, конструктивным);

- центр «Маленькие спортсмены» обеспечивает развитие двигательных навыков и умений, развитие представлений о своем здоровье и средствах его укрепления.

Преимущества использования ИКТ в предметно-развивающей среде ДОУ очевидны:

- предъявление информации на экране ноутбука в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес,

- мобильность ИКТ и возможность их использования в любом уголке или зоне предметно-развивающей среды группы.

Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогом и ребенком более интересным и динамичным, позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Созданная предметно-развивающая среда способствует приобщению детей к активной самостоятельной деятельности, развитию их индивидуальности.

В заключение, хочется отметить, что информационно-коммуникационные технологии, обладающие большим потенциалом, не могут и не должны заменить живого общения детей друг с другом и педагогом, не заменить педагога, а только его дополнить.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Экология
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 12 марта 2013 в 20:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год...
Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год ( старшая группа. Подготовила: Середонина И. В. Воспитатель 1 категории...
Фотоотчет по аппликации в подготовительной группе «Наши шедевры из яичной скорлупы»
Аппликация из яичной скорлупы -это очень интересное и увлекательное занятие, так как для поделок не требуется много затрат. Яичную скорлупу можно найти в...
Оформление участка к лету. Мастер-класс «Камыши»
Для Водяного, которого я сделала в предыдущем МК, кроме водоёма, ( он у нас на площадке детского сада с прошлого года остался) требуются ещё какие- то...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 1 часть).
Твердо убежден, что есть качества души, Без которых человек не может стать настоящим Воспитателем, и среди этих качеств на первом месте Умение проникнуть в...
Фото отчёт. «Пусть всегда будет солнце!» Художественное творчество детей.
Песню «Пусть всегда будет солнце» слышали и знают наизусть очень многие, особенно старшее поколение. Песня была очень популярна в Советском Союзе. Слова...