Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ

Рублёва Анна
Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ

«Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ»

Автор: Иванова Дина Викторовна

Рублева Анна Владимировна

В настоящее время современное общество неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Информационно-коммуникационные технологии позволяют модернизировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повышают его эффективность, мотивируют детей на поисковую деятельность, а также способствуют всестороннему развитию дошкольника.

Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении – это система условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Применение ИКТ (компьютер, ноутбук, интерактивная доска, видео и аудиомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, видеокамера, в предметно-развивающей среде детского сада

- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

- позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников;

- одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальной информация;

- с помощью компьютера или ноутбука можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.);

- способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста.

Целью данного проекта стало формирование предметно-развивающей среды в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий.

С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- повышение компетентности воспитывающих взрослых по проблеме;

- организация развивающей среды, способствующей разностороннему развитию личности ребенка;

- создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников.

Этапы реализации проекта:

1 этап – аналитический. Содержание деятельности: изучение научно-методической литературы, обучение воспитывающих взрослых, поиск инноваций в создании предметно-развивающей среды в ДОУ.

2 этап – организационный. Содержание деятельности: формирование предметно-развивающей среды групп дошкольного образовательного учреждения с использованием ИКТ.

3 этап – рефлексивный. Содержание деятельности: оценка результатов инновационных преобразований по проблеме.

Формируя предметно-развивающую среду группы дошкольного учреждения учитывались:

- рекомендации «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. От рождения до школы.» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

- требования СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;

- концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении, авторы В. А. Петровский и другие;

- принцип личной ориентации, позволяющий осуществлять гуманистическое и творческое влияние педагога на процесс развития личности ребенка;

- принцип целесообразности, предполагающий, что определять содержание, выбирать формы, средства воспитания и образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).

Предметно-развивающая среда групп детского сада моделировалась педагогами с учетом предоставления ребенку свободы, положительного влияния на мироощущение, самочувствие, здоровье, обеспечивающая гармоничное отношение между ребенком, взрослым и окружающим миром. В группах детского сада оборудованы разнообразные центры с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяющие дошкольникам выбирать занятия по интересам, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Это:

- центр «Юные экологи», где дети знакомятся с разнообразием природного мира, учатся бережному отношению ко всему живому, проводят элементарные опыты,

- центр «Познавательный» - позволяет развивать воображение, память, внимание, логическое мышление, речь ребенка дошкольника, знакомит детей с художественной литературой;

- центр «Юные таланты» - помогает воспитанникам проявить свое творчество в изобразительной, музыкальной и театральной деятельности;

- центр «Игралочка» максимально приближает ребенка к предметам, окружающим их в быту, помогает реализовать их потребность к разным видам игр (сюжетно-ролевым, конструктивным);

- центр «Маленькие спортсмены» обеспечивает развитие двигательных навыков и умений, развитие представлений о своем здоровье и средствах его укрепления.

Преимущества использования ИКТ в предметно-развивающей среде ДОУ очевидны:

- предъявление информации на экране ноутбука в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес,

- мобильность ИКТ и возможность их использования в любом уголке или зоне предметно-развивающей среды группы.

Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогом и ребенком более интересным и динамичным, позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Созданная предметно-развивающая среда способствует приобщению детей к активной самостоятельной деятельности, развитию их индивидуальности.

В заключение, хочется отметить, что информационно-коммуникационные технологии, обладающие большим потенциалом, не могут и не должны заменить живого общения детей друг с другом и педагогом, не заменить педагога, а только его дополнить.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Экология
  • Лэпбуки
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 12 марта 2013 в 20:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Иллюстрированная большая книга классификаций» (познавательное развитие) — часть 1.
Уважаемые коллеги, продолжаю знакомить Вас с пособием ( содержащим в себе две части) «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для...
Фотоотчет творческой работы с детьми «Волшебные семена»
Фотоотчет творческой работы с детьми "Волшебные семена" Во всех детских садах воспитатели в своей работе широко используют природный материал: в оформлении...
Фоторепортаж «Очаровательный Мезмай, чудесная Гуамка!»
Каждое лето, в отпуске, я езжу в родные места, на Кубань, повидаться с родственниками, отдохнуть на море. Этот год не стал исключением, после...
Праздник «Здравствуй, лето!» (вторая младшая группа)
Проходит на открытой площадке детского сада. Ведущий Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое. Сегодня праздник всех важней, Сегодня...
Наши шкафчики.
Уважаемые коллеги! Лето - время отпусков и отдыха, а для нас воспитателей - время ремонта, обновления наших групповых комнат, участков. Представляю вашему...