Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ

Рублёва Анна
Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ

«Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ»

Автор: Иванова Дина Викторовна

Рублева Анна Владимировна

В настоящее время современное общество неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Информационно-коммуникационные технологии позволяют модернизировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повышают его эффективность, мотивируют детей на поисковую деятельность, а также способствуют всестороннему развитию дошкольника.

Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении – это система условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Применение ИКТ (компьютер, ноутбук, интерактивная доска, видео и аудиомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, видеокамера, в предметно-развивающей среде детского сада

- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

- позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников;

- одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальной информация;

- с помощью компьютера или ноутбука можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.);

- способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста.

Целью данного проекта стало формирование предметно-развивающей среды в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий.

С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- повышение компетентности воспитывающих взрослых по проблеме;

- организация развивающей среды, способствующей разностороннему развитию личности ребенка;

- создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников.

Этапы реализации проекта:

1 этап – аналитический. Содержание деятельности: изучение научно-методической литературы, обучение воспитывающих взрослых, поиск инноваций в создании предметно-развивающей среды в ДОУ.

2 этап – организационный. Содержание деятельности: формирование предметно-развивающей среды групп дошкольного образовательного учреждения с использованием ИКТ.

3 этап – рефлексивный. Содержание деятельности: оценка результатов инновационных преобразований по проблеме.

Формируя предметно-развивающую среду группы дошкольного учреждения учитывались:

- рекомендации «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. От рождения до школы.» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

- требования СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;

- концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении, авторы В. А. Петровский и другие;

- принцип личной ориентации, позволяющий осуществлять гуманистическое и творческое влияние педагога на процесс развития личности ребенка;

- принцип целесообразности, предполагающий, что определять содержание, выбирать формы, средства воспитания и образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).

Предметно-развивающая среда групп детского сада моделировалась педагогами с учетом предоставления ребенку свободы, положительного влияния на мироощущение, самочувствие, здоровье, обеспечивающая гармоничное отношение между ребенком, взрослым и окружающим миром. В группах детского сада оборудованы разнообразные центры с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяющие дошкольникам выбирать занятия по интересам, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Это:

- центр «Юные экологи», где дети знакомятся с разнообразием природного мира, учатся бережному отношению ко всему живому, проводят элементарные опыты,

- центр «Познавательный» - позволяет развивать воображение, память, внимание, логическое мышление, речь ребенка дошкольника, знакомит детей с художественной литературой;

- центр «Юные таланты» - помогает воспитанникам проявить свое творчество в изобразительной, музыкальной и театральной деятельности;

- центр «Игралочка» максимально приближает ребенка к предметам, окружающим их в быту, помогает реализовать их потребность к разным видам игр (сюжетно-ролевым, конструктивным);

- центр «Маленькие спортсмены» обеспечивает развитие двигательных навыков и умений, развитие представлений о своем здоровье и средствах его укрепления.

Преимущества использования ИКТ в предметно-развивающей среде ДОУ очевидны:

- предъявление информации на экране ноутбука в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес,

- мобильность ИКТ и возможность их использования в любом уголке или зоне предметно-развивающей среды группы.

Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогом и ребенком более интересным и динамичным, позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Созданная предметно-развивающая среда способствует приобщению детей к активной самостоятельной деятельности, развитию их индивидуальности.

В заключение, хочется отметить, что информационно-коммуникационные технологии, обладающие большим потенциалом, не могут и не должны заменить живого общения детей друг с другом и педагогом, не заменить педагога, а только его дополнить.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 12 марта 2013 в 20:46
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Дидактические игры по знакомству с родным селом.
Предложенные игры можно легко адаптировать к любому населенному пункту. 1. Где находится памятник? Цель: Учить ориентироваться на карте – схеме села,...
Лэпбук для индивидуальной работы на тему: «Дорожная безопасность»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения и его...