Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой

Екатерина Лахман
Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой

Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой.

Лахман Екатерина Викторовна,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида второй категории №78», г. Таганрог, Ростовской области

Аннотация

В статье представлен поэтапный опыт работы ДОУ по обеспечению высокого качества воспитательного процесса в направлении ознакомления детей с природой на основе использования информационных технологий.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Все шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Процесс информатизации в ДОУ обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества. Информатизация дошкольного образования - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, и проектная деятельность, и активное использование сети Интернет в образовании.

Осуществляя работу в направлении информатизации образовательного процесса, коллективом МБДОУ д/с №78 г. Таганрога разработан проект «Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой».

Цель проекта: обеспечение высокого качества воспитательного процесса в направлении ознакомления детей с природой на основе использования информационных технологий.

Задачи проекта:

• разработать новые методические пособия по ознакомлению с природой, способствующие формированию у детей основ экологического образования, на основе сочетания традиционных форм работы и новых технических возможностей;

• обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов дошкольного учреждения;

• привлечь родителей к активному участию в проекте;

• установить сотрудничество с общественными организациями для взаимодействия по всевозможным аспектам экологизации и информатизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Этапы реализации проекта.

На первом этапе работы в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Обновлено и дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения персональными компьютерами (в т. ч. ноутбуком, проектором, демонстрационным экраном, цифровыми фото- и видеокамерами, сенсорной доской, индивидуальными электронными планшетами, что позволило создать иллюстративный материал и методические пособия, демонстрировать учебные фильмы по экологии, привлечь к созданию электронных пособий родителей, использовать Интернет-ресурс.

На втором этапе группа педагогов-новаторов и специалисты ДОУ прошли обучение на курсах повышения квалификации, изучили новые технологии, освоили принципы использования нового оборудования.

Направления работы с педагогами:

• обучение педагогов на специальных компьютерных курсах;

• организация семинаров-практикумов в ДОУ по следующим темам: «Изучаем Microsoft office», «Создание слайдов в программе Power Point», «Изучаем Photoshop», «Использование ИКТ при планировании НОД» и др. ;

• организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериала, иллюстраций природоведческого характера в Интернете, в музеях, в библиотеках, в экологических центрах, во время экскурсий в природу и т. п.

Третий этап - организация работы с целевыми группами по реализации проекта. Творческим коллективом квалифицированных педагогов, владеющих ИКТ, разработана система обучения педагогов ДОУ созданию текстового и иллюстративного материала с помощью ПК, работе с программами Power Point (с использованием дополнительных программ Photoshop, Exel).

Организована работа по созданию серии учебных презентаций по экологии.

В содержание презентаций входят:

- план-конспект непосредственно образовательной деятельности, в котором указываются цели и задачи экранного средства (видеопроектор);

- учебные демонстрационные слайды;

- дидактические пособия, разработанные в графическом редакторе, с целью дальнейшего использования их в НОД.

Кроме того, в ДОУ функционирует система сопровождения и поддержки педагогов, которые используют и хотят использовать в работе ИКТ.

Благодаря ряду методических мероприятий и за счет создания электронного банка данных (приемы, формы, методы) стал доступным положительный опыт организации обучения и использования средств ИКТ в образовательно-воспитательном процессе. В ДОУ создана медиатека.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.

Поэтому в ходе работы по реализации проекта мы привлекали родителей к участию в акциях:

«Ярмарка родительских идей»;

«Парад семейных коллекций» (сбор и оформление коллекций фотографий, видеоматериалов, снятых родителями во время прогулок в парке, в лесу, для дальнейшей переработки и создания электронных пособий, слайдов для детей).

В ДОУ работает семейный клуб, проводятся семейные фотовыставки, выставки совместных с детьми рисунков, аппликаций, демонстрируются видеофильмы и презентации природоведческого содержания, проходят театральные детские представления и др.

Администрацией создан сайт на котором размещается информация по работе над проектом. Информация о работе над проектом расположена и на информационных стендах детского сада.

Для реализации нашего проекта мы сотрудничали с работниками Краеведческого музея, детских библиотек и экологических центров, учителями природоведения и информатики по следующим направлениям:

• сбор фотографий и видеоматериала природных объектов,

• проведение эколого-просветительских мероприятий для дошкольников, их родителей и педагогов.

Разработанная в ходе реализации проекта система мер дала свои результаты.

По данным анкетирования педагогов на предмет использования информационных технологий в образовательной деятельности педагоги ДОУ:

умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.) - 100%;

умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства - 90%;

активно используют информационные технологии в образовательном процессе - 100%;

владеют навыками поиска информации в Интернете, могут осуществить заказ и подписку - 85%;

умеют оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в воспитательно-образовательном процессе - 90%;

владеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций -75%;

умеют реализовывать непосредственно образовательную деятельность с использованием информационных технологий - 85%;

владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями - 90%.

Сегодня мы можем говорить о результатах реализации проекта в направлении создания единого информационного пространства ДОУ:

повышена квалификация педагогов ДОУ (курсы повышения квалификации по теме: «Эффективное применение ПК и мультимедийных средств в педагогической деятельности»);

созданы условия для повышения ИКТ-компетентности участников образовательного процесса и активного включения их в проект;

создан банк мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

создан электронный банк данных воспитанников, педагогов, родителей;

имеется доступ в Интернет, электронный адрес;

создан web-сайт ДОУ.

Качественные результаты реализации проекта в образовательном пространстве ДОУ:

динамика изменения в позитивную сторону качества знаний и представлений воспитанников по экологии;

информатизация воспитательно-образовательного процесса;

повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий;

повышение эффективности экологопедагогической работы в ДОУ за счет роста профессионального мастерства педагогов, обновления форм и методов работы с детьми, компетентности при использования ИКТ.

увеличение количества педагогов, которые будут осознанно и обоснованно использовать мультимедийные технологии;

накопление творческого инновационного материала по ознакомлению дошкольников с природой;

увеличение количества родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, подтвержденное итогами анкетирования;

повышение имиджа ДОУ.

Литература:

Артемова Л. 8. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1992.-96 с

Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. 1991. №5 - С. 92-95.

Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России».

Федеральные государственные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 215).

Публикации по теме:

Использование ИКТИспользование ИКТ В своей логопедической работе использую ИКТ. Считаю, что использование компьютерных технологий повышает мотивацию у детей к обучению. Превращают.

Презентация на тему: «Использование компьютерных технологий для работы в ДОУ». В нашем городе (г. Мурманск) 6-го декабря 2012 года проходила городская научно-практическая конференция "Инклюзивное образование детей с.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой
Опубликовано: 4 сентября 2013 в 15:22
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...