Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой

Екатерина Лахман
Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой

Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой.

Лахман Екатерина Викторовна,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида второй категории №78», г. Таганрог, Ростовской области

Аннотация

В статье представлен поэтапный опыт работы ДОУ по обеспечению высокого качества воспитательного процесса в направлении ознакомления детей с природой на основе использования информационных технологий.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Все шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Процесс информатизации в ДОУ обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества. Информатизация дошкольного образования - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, и проектная деятельность, и активное использование сети Интернет в образовании.

Осуществляя работу в направлении информатизации образовательного процесса, коллективом МБДОУ д/с №78 г. Таганрога разработан проект «Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой».

Цель проекта: обеспечение высокого качества воспитательного процесса в направлении ознакомления детей с природой на основе использования информационных технологий.

Задачи проекта:

• разработать новые методические пособия по ознакомлению с природой, способствующие формированию у детей основ экологического образования, на основе сочетания традиционных форм работы и новых технических возможностей;

• обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов дошкольного учреждения;

• привлечь родителей к активному участию в проекте;

• установить сотрудничество с общественными организациями для взаимодействия по всевозможным аспектам экологизации и информатизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Этапы реализации проекта.

На первом этапе работы в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Обновлено и дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения персональными компьютерами (в т. ч. ноутбуком, проектором, демонстрационным экраном, цифровыми фото- и видеокамерами, сенсорной доской, индивидуальными электронными планшетами, что позволило создать иллюстративный материал и методические пособия, демонстрировать учебные фильмы по экологии, привлечь к созданию электронных пособий родителей, использовать Интернет-ресурс.

На втором этапе группа педагогов-новаторов и специалисты ДОУ прошли обучение на курсах повышения квалификации, изучили новые технологии, освоили принципы использования нового оборудования.

Направления работы с педагогами:

• обучение педагогов на специальных компьютерных курсах;

• организация семинаров-практикумов в ДОУ по следующим темам: «Изучаем Microsoft office», «Создание слайдов в программе Power Point», «Изучаем Photoshop», «Использование ИКТ при планировании НОД» и др. ;

• организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериала, иллюстраций природоведческого характера в Интернете, в музеях, в библиотеках, в экологических центрах, во время экскурсий в природу и т. п.

Третий этап - организация работы с целевыми группами по реализации проекта. Творческим коллективом квалифицированных педагогов, владеющих ИКТ, разработана система обучения педагогов ДОУ созданию текстового и иллюстративного материала с помощью ПК, работе с программами Power Point (с использованием дополнительных программ Photoshop, Exel).

Организована работа по созданию серии учебных презентаций по экологии.

В содержание презентаций входят:

- план-конспект непосредственно образовательной деятельности, в котором указываются цели и задачи экранного средства (видеопроектор);

- учебные демонстрационные слайды;

- дидактические пособия, разработанные в графическом редакторе, с целью дальнейшего использования их в НОД.

Кроме того, в ДОУ функционирует система сопровождения и поддержки педагогов, которые используют и хотят использовать в работе ИКТ.

Благодаря ряду методических мероприятий и за счет создания электронного банка данных (приемы, формы, методы) стал доступным положительный опыт организации обучения и использования средств ИКТ в образовательно-воспитательном процессе. В ДОУ создана медиатека.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.

Поэтому в ходе работы по реализации проекта мы привлекали родителей к участию в акциях:

«Ярмарка родительских идей»;

«Парад семейных коллекций» (сбор и оформление коллекций фотографий, видеоматериалов, снятых родителями во время прогулок в парке, в лесу, для дальнейшей переработки и создания электронных пособий, слайдов для детей).

В ДОУ работает семейный клуб, проводятся семейные фотовыставки, выставки совместных с детьми рисунков, аппликаций, демонстрируются видеофильмы и презентации природоведческого содержания, проходят театральные детские представления и др.

Администрацией создан сайт на котором размещается информация по работе над проектом. Информация о работе над проектом расположена и на информационных стендах детского сада.

Для реализации нашего проекта мы сотрудничали с работниками Краеведческого музея, детских библиотек и экологических центров, учителями природоведения и информатики по следующим направлениям:

• сбор фотографий и видеоматериала природных объектов,

• проведение эколого-просветительских мероприятий для дошкольников, их родителей и педагогов.

Разработанная в ходе реализации проекта система мер дала свои результаты.

По данным анкетирования педагогов на предмет использования информационных технологий в образовательной деятельности педагоги ДОУ:

умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.) - 100%;

умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства - 90%;

активно используют информационные технологии в образовательном процессе - 100%;

владеют навыками поиска информации в Интернете, могут осуществить заказ и подписку - 85%;

умеют оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в воспитательно-образовательном процессе - 90%;

владеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций -75%;

умеют реализовывать непосредственно образовательную деятельность с использованием информационных технологий - 85%;

владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями - 90%.

Сегодня мы можем говорить о результатах реализации проекта в направлении создания единого информационного пространства ДОУ:

повышена квалификация педагогов ДОУ (курсы повышения квалификации по теме: «Эффективное применение ПК и мультимедийных средств в педагогической деятельности»);

созданы условия для повышения ИКТ-компетентности участников образовательного процесса и активного включения их в проект;

создан банк мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

создан электронный банк данных воспитанников, педагогов, родителей;

имеется доступ в Интернет, электронный адрес;

создан web-сайт ДОУ.

Качественные результаты реализации проекта в образовательном пространстве ДОУ:

динамика изменения в позитивную сторону качества знаний и представлений воспитанников по экологии;

информатизация воспитательно-образовательного процесса;

повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий;

повышение эффективности экологопедагогической работы в ДОУ за счет роста профессионального мастерства педагогов, обновления форм и методов работы с детьми, компетентности при использования ИКТ.

увеличение количества педагогов, которые будут осознанно и обоснованно использовать мультимедийные технологии;

накопление творческого инновационного материала по ознакомлению дошкольников с природой;

увеличение количества родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, подтвержденное итогами анкетирования;

повышение имиджа ДОУ.

Литература:

Артемова Л. 8. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1992.-96 с

Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. 1991. №5 - С. 92-95.

Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России».

Федеральные государственные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 215).

Публикации по теме:

Использование ИКТИспользование ИКТ В своей логопедической работе использую ИКТ. Считаю, что использование компьютерных технологий повышает мотивацию у детей к обучению. Превращают.

Презентация на тему: «Использование компьютерных технологий для работы в ДОУ». В нашем городе (г. Мурманск) 6-го декабря 2012 года проходила городская научно-практическая конференция "Инклюзивное образование детей с.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой
Опубликовано: 4 сентября 2013 в 15:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Наше оригами — творчество
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию работы детей, выполненные в технике оригами, которые были сделаны детьми на занятиях кружка по оригами "Бумажные...
Сценарий районного мероприятия. Фестиваль детского творчества «Радуга талантов»
Сценарий районного мероприятия Фестиваль детского творчества "Радуга талантов" Сценарий районного мероприятия детского творчества «Радуга талантов»...
Беседа «Завтра мы идём в театр»
К большому сожалению, нечасто наши дети бывают в настоящем театре. А ведь в Казани два прекрасных театра для детей, каждый из которых имеет почти вековую...
Музыкально-спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Цель развлечения: создать у детей доброе и радостное настроение от участии в веселом мероприятии. Способствовать созданию благоприятной атмосферы в...
Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга «Веселые приключения пиратов»
Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга "Веселые приключения пиратов" Цель : Создать веселое, положительно-эмоциональное настроение, развивать...