Папки-передвижки

Использование информационных технологий в дошкольном образовании

Анна Антонова
Использование информационных технологий в дошкольном образовании

Информационные технологии в дошкольном образовании.

Вся тема информационные технологии связана с процессом информатизации образовательного процесса.

Процесс информатизации системы образования.

Факты:

- Техническая революция;

- Изменения среды (насыщение её цифровыми средствами);

- Изменения (переход к информационному) общества, социума;

- Повышение требований к системе образования;

- Повышение степени значимости профессии педагога.

Публикация «Использование информационных технологий в дошкольном образовании» размещена в разделах

Информационная среда стала очень насыщена. Никто не будет спорить, что в современном обществе прошли настоящие технические изменения или другими словами техническая революция. Вокруг нас стали появляться различные устройства, которые упрощают нам жизнь. Этот факт вполне очевиден. Очевидно и то, что мы живём в неком социуме, в котором используются инструменты информационной технологии, которые сплошь и рядом вокруг нас. Не минула эта участь и систему образования. Повысились требования, как к самой системы образования, так и требования к педагогу дошкольной организации. Значимость профессии педагог возросла.

Если вдаваться в определение этого понятия, а их существует очень много в зависимости от той или иной области науки. Это понятие больше связано с тем, что сильно возрастает роль информации и информационных процессов. Это видно это чувствуется это понятно. Если посмотреть на свою жизнь, на свою профессиональную жизнь, на свою обычную жизнь и мы увидим что это действительно так. И можно говорить о том, что сам по себе процесс информатизации созрел, и он идёт. Нужно учитывать тот факт, что процесс информатизации сложен и здесь задействованы все сферы человеческой деятельности. Чтобы это понять, так как мы говорим всё-таки о системе образования, какие же условия, где этот процесс, как его увидеть, меняется что-то в действительности или нет.

Можно говорить, что этот процесс идёт, проанализировав четыре условия.

Изменилась подача материала, изменилось использование тех или иных инструментов в процесс подготовки, это так называемые учебно-методические условия. Изменилась требования к кадрам, то есть современный педагог должен обладать определённым спектром знаний, в том числе и в области информационных технологий. Два других фактора тоже очевидны. Если посмотреть, то мы увидим, что в нашу школьную жизнь вошёл электронный журнал, дневник и потихонечку он затрагивает и систему дошкольного образования. Может быть не так как в школе, но тем ни менее система автоматизации присутствует. О материально-технических условиях говорить очень трудно, так как не все дошкольные учреждения, что называется, могут себе позволить, приобрести нужное информационное оборудование. Но тем ни менее наличие компьютеров (ноутбуков) и такого рода оборудования в ДУ маленьких городах всё же присутствует.

Информационная образовательная среда образовательной организации.

Системно-структурная организация ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих систем (подсистем) :

Информационных образовательных ресурсов

• Компьютерных средств обучения

• Современных средств коммуникации

• Педагогические технологии

Образовательная среда изменилась в современной системе образования, в том числе и в дошкольном образовании, и теперь она может представлять собой, как информационно-образовательную среду.

На сегодняшний день присутствие в образовательных учреждениях разнообразие информационно-образовательных ресурсов, которые в частности и составляют содержание информатизации дошкольного образования. Широко используются как таковые компьютерные средства обучения. А это не только конкретное оборудование, но и программное обеспечение, которое нацелено на решение конкретных профессиональных задач.

Современные педагоги-дошкольники, используют в своей практике, современное средство коммуникации – вебинар.

Педагогические технологии базируются и сейчас они являются современными в рамках использования информационных технологий.

Что такое информационные технологии?

Информационные технологии – совокупность методов и технических средств, сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающие их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Итак, информационные технологии – это совокупность определённых методов и средств, которые решают конкретные задачи.

На сегодняшний день, существует ФГОС в ДО. В нём описываются требования к предметно-пространственной среде. Среди различных рекомендаций на сегодняшний день можно выявить минимальный перечень средств, которыми должна быть обеспечена эта среда.

Особенности информатизации системы дошкольного образования.

Примерный перечень средств ИКТ:

• Интерактивная доска

• Интерактивная система голосования

• Интерактивный стол

• Интерактивный планшет (детский планшет или ноутбук)

• Аппаратно-программные комплексы

• Видео и (или) фотокамера

• Проектор

• Музыкальный синтезатор или пианино

Технические устройства окружают нас и нашу жизнь вокруг. Так почему бы нам это не использовать? Вот, например. Раздевалка в детском саду. На стенде «Для Вас родители» в кармашке «объявления», вставлено приглашение для родителей на мероприятие в детский сад, в котором указано название, дата и время мероприятия. Мама Киры Соколовой читает объявление. Дочь к ней подходит и говорит:- «Мама что ты мучаешься, возьми да сфотографируй на телефон!»

Информационные технологии, как элемент процесса обучения, очень органично входит в нашу жизнь. В связи с этим есть и «ЗА» и «ПРОТИВ».

Современное детство.

Влияние ИКТ на современных детей.

Рассмотрим вопрос «Использование ИКТ в раннем возрасте» - это проблема или нет?

Ребёнок раннего возраста (малыши до 2 лет) очень легко взаимодействуют, манипулируют цифровыми объектами на планшете. Рассмотрим переход от интерактивного контента, который есть на электронном устройстве к статичному контенту печатного издания. Ребёнок раннего возраста листает журнал привычным способом, манипулирует, но ничего «не открывается» - контент статичный. Мы наблюдаем характерные движения, манипуляции, которые уже сформированы у малыша, но печатное издание не поддерживает интерактивность. Ребёнок пальчиком нажимает – ничего не открывается. Малыш не понимает в чём дело. Интерес потерян. Какой же восторг у ребёнка вызывает возвращение привычного планшета. Здесь всё прыгает, движется, всё поддерживает идеи интерактивности.

Можно рассматривать это как проблему, но мы не можем отрицать тот факт, что современные малыши, уделяют взаимодействию с электронными устройствами, и проводят, своё свободное временя с ними гораздо чаще. Таким образом, мы наблюдаем тенденцию в росте взаимодействии с электронными устройствами и это факт, связанный с тем, что общество развивается, так же как и техногенная цивилизация.

ПРОБЛЕМА

Сегодня дети растут в мире, в котором не только присутствуют ИКТ, но которые во многом сформированы ими.

Учёные Ирам Сирадж-Блэтчфорд и Дэвид Уайтбред, Великобритания, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

Выводы исследователей таковы:

• Новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей;

• Новые ИКТ, в разной степени, доступны детям, младшего возраста;

• Родители порой не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире ИКТ, и какого сорта материал доходит до них через ИКТ;

• Возможности родителей обеспечить своим детям необходимый для их развития контекст и оказывать им поддержку, не одинаковы;

• Многие дети дома имеют гораздо больший доступ к новым ИКТ, чем в образовательных учреждениях;

• Педагоги зачастую недостаточно осведомлены в вопросах ИКТ и неуверенно пользуются ими.

Ребёнок сегодняшнего дня техническими средствами владеет уже чуть ли не с пелёнок. Малыш ещё лежит в кроватке, а мама ему включает на мобильном телефоне какую-либо музыку, тем самым, по мнению мамы, малыш успокаивается и не орёт. Музыка ещё и оказывает развивающую функцию. Так считают некоторые родители. Когда малыш начинает ползать и ходить, то мама вся в ужасе от того что её чадо лезет не туда куда надо, всё крушит на своём пути. Мамы некоторых малышей, нашли удивительный, по их мнению, способ остановить малыша хотя бы на какое-то время, они включают телевизор. А там, показывают рекламу, а она яркая, динамичная и малыш останавливается и смотрит, не отрывая свой непроизвольный взгляд от экрана, и не важно, на каком расстоянии от телевизора находится ребёнок, самое главное, что он «прилип» к экрану. Малыш подрастает и его внимание привлекает мобильный телефон или планшет, где мама или папа играют во что-то очень интересное. И ребёнок в буквальном смысле слова «прилипает» к экрану монитора. Для современного ребёнка худшим наказанием является запрет на компьютер, а лучшим, поощрение за хорошее поведение общении, вечернее с компьютером, а именно «бои с дядьками». Проанализировав, опрос родителей я пришла к выводу, что электронные устройства нужны ребё нку:

- для игр

- для рассматривания фотографий

- для фотографирования своих друзей

- для съемки видео

- для просмотра мультиков.

Анализ показывает, что устройства не используются в процессе обучения.

Давайте теперь перенесёмся в среду детского сада и посмотрим, как же наша обычная предметно-развивающая среда отвечает всем требованиям тем тенденциям тому окружению, которое сейчас окружает ребёнка.

Посмотрим, как эту проблему характеризуют исследователи. Они определяют, что наши дети растут не только в окружении информационных коммуникативных технологиях, но и эти технологии уже давно влияют и формируют этот метод.

Проблема не в том, что дети используют электронные устройства всё больше и больше, а в том, что она обозначена, что педагоги-специалисты которые отвечают за развитие и адаптацию детей к социуму жизни обучении не достаточно осведомлены в её вопросах использования ИКТ и не понимают какие возможности заложены в эти технологии и в развитие и обучение детей. То есть мы должны видеть эту проблему не в детях, а мы должны понимать что если этот факт есть и эта тенденция нарастает, то нам необходимо пересмотреть свои взгляды на цифровые устройства, потому что они не только часть нашей жизни, они и формируют наш социальный контекст. Мы должны понимать, что современный ребёнок растёт и развивается в реальности.

Задача специалиста создать баланс между физическим миром (то есть между теми задачами, которые традиционно мы ставим в образовательной деятельности) и между теми цифровыми технологиями, которые поддерживают виртуальную реальность и какие-то новые возможности, новые пути для развития.

Адаптация ребёнка в техногенном мире.

«Информатизация дошкольного образования должна соответствовать возрастным особенностям дошкольного детства и учитывать развивающие эффекты специфических «дошкольных» видов деятельности и условий их достижения».

Информационные технологии не заменяют традиционного обучения, они выполняют функцию дополнения. Их основная функция – инструментальная, создавать новый опыт деятельности дошкольника.

Значение ИКТ для деятельности человека.

Информационные технологии видоизменяют процесс интеллектуального труда.

1. Включение психологического орудия (ИКТ) в процессе поведения (А. С. Выгодский) :

- вызывает к деятельности целый ряд новых функций, связанных с использованием данного орудия и управлением им;

- отменяет и делает не нужным целый ряд естественных процессов, работу которых выполняет орудие;

- видоизменяет протекание и отдельные моменты (интенсивность, длительность, последовательность и тому подобное) всех входящих в состав инструментального акта психических процессов, замещает одни функции другими, то есть пересоздаёт, перестраивает всю структуру поведения совершенно так же как техническое орудие, пересоздаёт весь строй трудовых операций.

2. По А. С. Выгодскому - Информационные технологии осваиваются в ходе использования, как психические орудия и инструменты (письменных и устных коммуникаций, исследований, наблюдений, творчества, поиска информации, визуализации, моделирования, фиксации окружающей действительности).

Рассмотрим значение ИКТ для обучения. ИКТ часто понимается, как некое отдельное средство, которое дополняет нашу обычную жизнь. Если взглянуть глубже на ИКТ - как на средства, то мы увидим, сложный процесс обучения и взрослый применяет ИКТ, как инструмент. Воспитатель даёт детям возможность набрать опыт продуктивного взаимодействия с ИКТ средствами и, ребёнок, получая, создаёт свой новый опыт. Деятельность ребёнка дополняется новыми способами, мышление принимает совершенно другой контекст. Для него становятся доступными те действия, которые раньше для детей дошкольного возраста, в силу его возрастных особенностей были не доступны. В настоящее время, это понимание стало очень актуальным. Наш сегодняшние дошкольники через 15-20 лет станут взрослыми людьми и они войдут в настоящее техногенное общество, где им будет необходимо взаимодействовать с различными, сложными текстовыми устройствами, ставить и решать задачи. Если на ранних ступенях развития современный ребёнок не получит опыт взаимодействия с электронными устройствами, то адаптация у него пойдёт по другому сценарию.

Педагогу нужно создать некий баланс и дать современным детям здоровый опыт продуктивной деятельности с цифровыми устройствами.

Публикации по теме:

Игра в современном дошкольном образованииИгра в современном дошкольном образовании Игра в современном дошкольном образовании В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры.

Использование информационных технологий для повышения профессионального мастерства педагога 21 век – это век информационных технологий. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства.

Использование информационных технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Видео Горб Елена Евгеньевна, учитель-логопед ГБОУ Школа №1359 с углублённым изучением английского языка В период нового этапа реформирования.

Использование современных цифровых технологий для изготовления развивающих игр в дошкольном возрасте Летом 2016 года мне довелось сопровождать школьников в Московский Государственный Технологический Университет «СТАНКИН» на практику по изучению.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Культурные практики в дошкольном образованииКультурные практики в дошкольном образовании Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент) Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать,.

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ-технологий в дошкольном образовании детей младшего дошкольного возраста Моя работа по данной теме проводилась в течение двух лет. Перед тем, как к ней приступить, мною была прочитана и проанализирована литература.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении». Одна из главных задач дошкольного учреждения - предоставление.

Возможность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме «Возможность использования информационно-коммуникационных технологий.

Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании В настоящее время, компьютерная техника глубоко и прочно вошла в нашу жизнь. В современных школах компьютеры уже не являются чем-то редким.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационных технологий в дошкольном образовании
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 08:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД