Использование инновационной техники в обучении детей старшего возраста пересказыванию литературных произведений

Наталья Елесина
Использование инновационной техники в обучении детей старшего возраста пересказыванию литературных произведений

Уважаемые, коллеги, мне хочется с вами поделиться опытом работы нашего ДОУ по «Использованию инновационной техники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений разного жанра». Совместно с педагогами мы выбрали инновационную технику - мнемотехнику

Что же такое мнемотехника? Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.

Мнемотехника - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника - система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Структура мнемотехники.

Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко мы выяснили, что работа по внедрению мнемотехники в образовательный процесс ДОУ строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты - отдельный схематичный рисунок с определенной информацией

Мнемодорожки - таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Мнемотаблицы (мнемосхемы) - схема в которой заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово, маленькое словосочетание или предложение придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.

Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов) .

Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

В дошкольной педагогике мнемосхемы называют по-разному.

В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большевой – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

Актуальность. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации,

где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой

Всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Мнемосхемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций.

На этапе дошкольного возраста Мнемосхемы используются для решения следующих задач:

-развитие связной речи у детей

-обогащения словарного запаса

-при обучении составлению рассказов

-пересказах художественной литературы

-отгадывание и загадывание загадок

-помогают при заучивание стихов

-при разучивании чистоговорок

-помогают в развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления

-сокращение времени обучения

Требования к мнемотаблице

- Модель должна отображать обобщенный образ предмета;

- Раскрывать существенное в объекте;

- Быть простой для восприятия и доступной;

- Нельзя злоупотреблять методом.

Этапы работы с мнемотаблицами.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено

2 этап. Преобразование символов в образы

3 этап. Чтение произведения с опорой на символы (образы, т. е. обработка метода запоминания

Для примера мы рассмотрим стихотворение Нищеевой «Елочка»

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки

Каждое слово стихотворения мы преобразуем в рисунок, выделяя существенное в объекте.

Цель нашей работы – развивать у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать художественные произведения и разучивать стихотворения, загадки, чистоговорки используя мнемотехнику.

Задачи:

• Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание;

• Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе;

• Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение;

• Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения;

• Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

• Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.

Использование мнемотаблиц включали в разные формы работы с детьми:

- Непосредственно образовательной деятельности знакомя детей со сказками, загадками, рассказами, чистоговорками.

- Чтение художественной литературы (вне НОД);

- Старались в самостоятельную детскую деятельность включать использование мнемосхем; Организовывали театральную деятельность с опорой на мнемосхемы.

- Проводили индивидуальную работу по развитию у детей умения пересказывать литературные произведения, разгадывание загадок, разучивание стихов с помощью мнемосхем ;

- организовывали викторины и развлечения: КВН «Знатоки сказок» ; Развлечение «В мире загадок».

этапы работы с детьми по ознакомлению с художественным произведением (сказкой) в НОД

1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.

2. Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).

3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемосхемы.

4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемосхему.

Этапы работы в разучивании стихотворения

• Выразительное чтение стихотворения.

• Сообщение, что это стихотворение будим учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемосхему.

• Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

• Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

• Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемосхему.

• Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемосхему.

Разные формы работы с детьми:

b]*Индивидуальная работа

*Разгадывание загадок и составление мнемозагадок.

Он коричневый, бывает овальный и круглый. Он маленький, растёт на грядке в огороде. Его можно варить или жарить

* Театрализованная деятельность.

Пополнение развивающей предметно –пространственной среды:

- пополнились новыми схемами (оформлены в альбомы);

- схемы стали использоваться не только в развитии речи, но и других видах детской деятельности.

Использовали разные формы работы с родителями

Консультации «Книга – главный друг»;

Беседы «Читаем дома», «Любимая сказка…. ребенка»

Анкетирование :«Приобщение детей к чтению»

«Чем занят ребенок дома»

«Русская народная сказка в жизни ребенка»

«Развитие речи ребенка. Чистоговорки»

Мастер –класс «Разгадай загадку» (мнемозагадки)

Выставки «Любимые книги», совместного творчества «Моя любимая сказка»; «Разгадай загадку» - составленные мнемосхемы вместе с родителями.

Участие в проектах : «Сочини сказку про своего ребенка»; «Загадка – это интересно»

Результаты нашей работы

Мнемотаблицы помогают

• сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим;

• у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов происходит легче и быстрее;

• у дошкольников появляется желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни;

• активизировался словарный запас.

Перспективы

- Продолжать методическую работы с воспитателями по данному вопросу;

-Продолжать активную работу с родителями воспитанников;

- Продолжать пополнение РППС ДОУ составленными детьми мнемосхемами, оформить в индивидуальные альбомы

Прикреплённые файлы:

kopija-ispolzovanie-mnemoskhemy_fc71o.pptx | 5715,27 Кб | Скачан: 58
 
Публикации по теме:

Использование техники «квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований ТЕМА: «Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований» Введение В последнее.

Использование техники «квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований ТЕМА: «Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований» Введение В последнее.

Использование информационно-компьютерных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания.

Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста УНО Борского района Обобщение опыта по теме: Использование технологии Мнемотехника в обучении детей старшего дошкольного возраста..

Конкурс выразительного чтения посредством драматизации литературных произведений Цель: Развитие выразительности речи детей при исполнении литературных произведений. Задачи: Умение строить диалог между героями сказок,.

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой. Художественная книга для ребенка - это могучее.

Опыт работы «Использование сказочных персонажей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»Опыт работы «Использование сказочных персонажей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» «Воспитатель – свеча, которая светит детям, сгорая сама» Джованни Руффини Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Какие у него.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе литературных произведений» (младшая группа) Актуальность: именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственности личности, ее духовности. Ребенку необходимо через собственный.

Развитие художественного восприятия литературных произведений у дошкольников с использованием театрализованной деятельности Восприятие литературных произведений - это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов, представленных.

Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Использование инновационной техники в обучении детей старшего возраста пересказыванию литературных произведений
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 10:03
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект: Создание экологически воспитывающей среды.
Екатерина Орленко Проект: Создание экологически воспитывающей среды. Пробле ма: как и где можно услышать природу? Игровая мотивац ия: Во дворе мы...
Пособие «Тактильная перчатка» для детей первого года жизни.
Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения, обусловленные работой рецепторов кожи. С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и...
Оформляем паспорт группы (часть 3)
3. УГОЛОК ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА:  стенд «Территория творчества»;  образцы по рисованию и аппликации для детского творчества;...
Театрализованное представление «В гости к государыне Книге» (фото-отчет)
Добрый вечер, уважаемые коллеги. В апреле в нашем ДОУ прошло театрализованное представление, посвященное Всемирному дню книг. К мероприятию мы готовились...
Конспект НОД с детьми раннего возраста «Путешествие по русским народным сказкам»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Задачи 1. Учить детей...