Использование инновационных игровых методов в непосредственной образовательной деятельности по математике

Лилия Михайлова
Использование инновационных игровых методов в непосредственной образовательной деятельности по математике

Что такое инновация?

Инновация

– в социально-психологическом аспекте – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Нововведение (инновация)

– комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей.

Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, а инновация – процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным, нетрадиционным процессом я понимаю комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. В своей педагогической практике я использую новые методы, формы, средства, технологии, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Потому что инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Использование инновационных игровых методов в непосредственной образовательной деятельности по математике

Наше дошкольное учреждение занимается нововведениями, работает в режиме развития. Целостность педагогического процесса обусловлена реализацией образовательных программ «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракс, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи» Филичёвой Т. Б., Чиркиной Г. В. ; «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Н. В. Нищевой; З. И. Береснёвой «Здоровый малыш», С. Н. Николаевой «Юный эколог», А. М. Страунинга «Росток». Программы ориентированы на целостное развитие ребёнка и индивидуальный подход к детям с разным уровнем развития. Для устранения речевых нарушений используются разные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная, конструктивная, хороводные игры с пением, подвижные игры. В основе программы «Росток» лежит развитие творческих и умственных способностей ребёнка. Обучение в нашей группе ведётся на развивающих принципах, базируется на активных формах и методах. Руководствуясь идеей развивающего обучения, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень развития, а чуть забегать вперёд, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения математическим материалом. В процессе работы мною использовались разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Приоритетное место отводилось практическим методам: игры, упражнения, моделирование, элементарные опыты, экспериментирование, ТРИЗ.

Работа в режиме проектирования даёт свободу творчества, без которой невозможно развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Гибкость проекта открывает большие возможности – поведение, ответы, рассуждения детей могут дать совершенно неожиданный поворот занятию.

Отбирая программный материал, акцентирую внимание на средствах, которые необходимы для решения познавательных и творческих задач; определяю содержание, где выделенные средства могут быть наиболее ярко представлены; подбираю ситуации, эмоционально значимые и проблемно интересные для детей. Таким образом, на первый план выдвигается собственная познавательная активность ребёнка. Ему не преподносят готовые знания. Активное включение детей в поисковую ситуации способствует организации их совместной деятельности.

Особенность обучения дошкольников – его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей. Образно – символический характер игры позволяет мне использовать её в качестве средства развития воображения, наглядно – образного мышления, овладения знаковой функцией сознания и формирования предпосылок логического мышления. Эмоциональная насыщенность игровых действий и личностный смысл игрового взаимодействия способствует развитию эмоционального отношения к миру, развитию самосознания и осознания себя как индивидуума, своего места среди других.

Детям нашей группы очень нравятся игры с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр, Р. К. Шаехова); игры направленные на интеллектуальное развитие детей (Л. Б. Фесюкова, З. А. Михайлова); строительно-конструктивные игры. В работе с детьми использую дидактические игры с народными игрушками – вкладышами (матрёшки, кубы, пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учёта величины. На этот принцип обращалось особое внимание детей: в большую матрёшку можно поставить маленькую; в большой куб маленький; чтобы сделать пирамиду надо вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр дети упражнялись в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учились обозначать эти качества словом. Дидактические игры использовались мною как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Что изменилось», «Спортсмены строятся», «Построй дом», «Танграм», «Чего не стало», «Узнай по описанию», «Дорисуй» и др.).

Кроме того с детьми проводились сюжетно – дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др., общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришёл» и др.).

Игровые задачи решались непосредственно – на основе усвоения математических знаний – и предлагались детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводились подвижные игры математического содержания («Найди свой домик», «Где спрятался мишутка?», «Ручейки», «В лес за ёлочками»).

В ходе работы проводились элементарные опыты. Детям предлагалось перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объём воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (цилиндр и шар, чтобы определить, что они одинаковые по массе и др.

Анализ работы позволяет мне отметить, что дети затрудняются в использовании слов, отражающих количественную сторону предметов и их величин. Поэтому в ходе обучения я стремилась обогатить их речь математическими терминами. Варьируя вопросы и задания, я обеспечиваю включение новых слов в активный словарь детей. Так, им предлагается рассказать по вопросам, что они сделали, как выполнили задание, для чего. Я терпеливо выслушиваю ответы дошкольников, не спешу с подсказкой.

Обучение принципа наглядности способствует дидактический материал. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используется предметная и иллюстрированная наглядность: знакомые игрушки их изображения. В старших группах наряду с предметной и иллюстративной наглядностью используются геометрические объёмные фигуры, схемы, таблицы, лабиринты, головоломки.

Обучение осуществляется как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. На занятии обязательно происходит смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность.

В процессе обучения интересны взаимоотношения не только «педагог – дети», но и «дети – дети». Взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей, возникновению потребностей обратиться за помощью, стремлению оказать помощь товарищу, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, умения разрешать конфликты, а самое главное – воспитанию чувства взаимоуважения, и сопереживания. В работе я использовала специальные приёмы для организации взаимодействия детей в процессе обучения: работа небольшими группами объединённых по желанию детей; создание ситуаций, побуждающих детей оказать помощь другу; коллективные просмотры работ, оценка своих работ и работ других детей; специальные задания, требующие коллективного выполнения.

Реальные результаты реализации этой темы иллюстрирует диагностика уровня усвоения программного материала по образовательным программам дошкольного обучения. Регулярная диагностика показывает, что уровень усвоения знаний дошкольников стабильно высокий. Однако остаётся необходимым уделять большее внимание в учебной деятельности каждому ребёнку, осуществлять дифференцированный подход. Уделять больше внимания творческим заданиям и исследованиям.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Презентация для педагогов «Инновационные формы работы с родителями» Современные требования к роли родителей в воспитании детей возрастают. Задача дошкольного образовательного учреждения - изменить позицию.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Использование инновационных игровых методов в непосредственной образовательной деятельности по математике
Опубликовано: 6 ноября 2013 в 14:10
+90Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 154.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«В разноцветной стране — разноцветные звери». Консультация для педагогов. Мастер-класс
Для того, чтобы выразить свои эмоции, ребёнку необходимо какое-нибудь творческое занятие. И не важно есть у ребёнка талант или нет. Дети занимаются...
Лэпбук «Нет милее дружка, чем родная матушка»
Здравствуйте, дорогие коллеги. Ранее я писала о том, что в своей группе готовила детей к проектной работе. Успешно выступив на уровне ДОУ , мы с...
Приемы работы с экологическим букварем (часть 3)
Буду рада, если кому-то мой опыт работы с экологическим букварем будет полезен. 21. Описание пейзажных картин художников. Рассматривание их. 22....
Непосредственно-образовательная деятельность: «Желтый одуванчик» в первой младшей...
Цель: 1. Формировать у детей представление о цветке - одуванчике. 2. Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования пальчиковыми красками. З....
Методическое пособие. Театральная ширма «Времена года»
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его...