Работа дискуссионного клуба «Экологическое образование: смена стереотипов»

Татьяна Владимировна Дурнева
Работа дискуссионного клуба «Экологическое образование: смена стереотипов»

Использование интерактивных форм и методов для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии

Сценарий проведения Дискуссионного клуба «Экологическое образование: смена стереотипов»

Цель: помочь педагогам выработать позицию к экологическому образованию дошкольников

Задачи:

1. Вызвать у педагогов интерес к решению проблем экологического образования дошкольников. Нацелить педагогов на изменение подхода к экологическому образованию дошкольников.

2. Развивать диалогового общения педагогов, рефлексию.

3. Повысить уровень активности и самостоятельности педагогов в решении проблем, развивать стремление к сотрудничеству.

Ход:

Ведущий: Мы открываем наш дискуссионный клуб, который работает уже второй год, а девиза у него нет. Домашним заданием у вас было придумать девиз.

Педагоги предлагают варианты девизов и в результате обсуждения принимается следующий:

Мы все несем одну большую ношу,

Взбираясь потихоньку в гору с ней.

И если я свой край нелегкий брошу,

То всем немного станет тяжелей.

Ведущий обращает внимание на следующие нормы поведения в процессе дискуссии:

• в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;

• каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

• следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

• если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?.»); только после этого делаются выводы;

• каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;

• критикуются идеи, а не личности;

• цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Ведущий: Как вы считаете, когда в дошкольной педагогике появилось экологическое образование?

Предполагаемы ответы педагогов: 20-25 лет назад (в 90-е года)

Ведущий: В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях.

Что же такое экологическое образование? Какие определения вы нашли в литературе?

Ответы педагогов.

Ведущий: Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание (образование)», в определении целей и задач, содержания и методики экологического образования. Не редко педагоги идут по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению с природой, окружающим миром, по воспитанию нравственных качеств дошкольников в «экологические». Чем обусловлена такая ситуация? Предлагаю провести небольшой эксперимент (конечно эксперимент не отражает всю сложность проблемы, но заставляет задуматься). Каждый педагог берёт небольшие квадраты бумаги, лежащие на столе, закройте глаза, и, следуя указаниям, выполните следующие действия (задавать вопросы при этом нельзя):

1. Сложите лист пополам и оторвите у него левый верхний угол

2. Ещё раз сложите пополам и оторвите правый нижний угол.

3. Ещё раз согните пополам и оторвите левый нижний угол.

После выполнения всех действий откройте глаза, разверните листы бумаги и сравните их. Что получилось? У кого - то в середине листа отверстие, у кого – то по бокам, у кого – то вообще ни одного. Листы отличаются и по форме.

Ведущий. Почему это произошло? Ведь все педагоги слышали одинаковый текст, но результат их действия оказался различным.

Предполагаемые ответы педагогов – не было предварительной договорённости, как именно сгибать лист, как его поворачивать и т. д.

Ведущий: Вот так же и мы иногда не понимаем друг друга, хотя все с воодушевлением говорим об экологии и экологическом образовании, экологическом воспитании, экологической культуре. А какие вопросы у вас возникают при произнесении этих словосочетаний. Предлагаю заполнить ими нашу «корзину грецких орехов» (вопросы крепкие, как грецкий орех. Эти вопросы произносятся, как будто бы бросают в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково же ее содержание. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов – внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадаться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка – по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины).

Ведущий: Можно сделать вывод, что вопросов у вас больше, чем ответов, а значит эта тема актуальна для нашего ДОУ. Поэтому, перед тем, как говорить об организации экологического образования в детском саду и вопросах методики, обсудим некоторые понятия.

Ведущий. Как вы думаете, что такое экология?

Предполагаемые ответы педагогов:

Ведущий: Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука). Конечно, экология — наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

— все связано со всем;

— все куда-нибудь девается;

— все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром);

— природа знает лучше.

«Разброс мнений» - согласны ли вы с такой формулировкой основных законов экологического образования. Предлагаю определить, своё отношение к ним, заняв место под определённой табличкой (да, нет, частично) (педагоги в течение нескольких минут обдумывают свою позицию по поводу высказывания и занимают определённое место под табличкой – происходит деление на группы).

Ведущий предлагает каждому педагогу высказать свою позицию, используя метод ПОПС – позиция – обоснование – пример – следствие.

Каждая группа занимает свои места и членам этой группы предлагается сформулировать свою позицию фразой о взаимоотношении человека и природы.

Ответы педагогов:

Ведущий Мы с вами пришли к двум взглядам на взаимоотношения человека и природы и предлагаю обсудить это.

«Дискуссионные качели» по теме «Взаимоотношения человека и природы».

В литературе часто сталкиваемся с такими выражениями:

• Человек –царь, хозяин природы. Согласны ли вы с этим выражением. Как вы считаете, человек может изменять природу по своему усмотрению, для создания наиболее комфортных для своей жизни условий без учёта природных закономерностей? К чему это может привести?

• Вредные и полезные животные и растения. Почему появилось это выражение – вредные и полезные? Можем ли мы говорить о животных, что они вредные и полезные? Подтвердите это примерами.

• Улучшать природу, помогать природе, умножать её богатства. Все ли эти выражения имеют право на существование? Всегда ли человек своими действиями, направленными на улучшение природы, помогает ей?

Ответы педагогов:

Ведущий: Существуют два подхода в образовании дошкольников: антропоцентрический. Главная особенность такого подхода – человек – мера всех вещей, властелин и хозяин природы, способный изменять её для своих потребностей. А экологическое образование требует перехода к новому подходу, который строится на основе био-эко-центризма. Такой подход подразумевает, что при решении любых проблем приоритет отдаётся не социально – экономическим, а природным факторам. Конечной целью такого подхода всё равно является человек, но не прямо, а опосредовательно, через сохранение его среды обитания.

Теперь мы подходим к главному вопросу «Чему учить?». Этот вопрос очень сильно зависит от господствующих в обществе взглядов, в частности, на взаимоотношения человека и природы.

Ведущий: Но, не смотря на изменения в системе экологического дошкольного образования, в целом потребительский подход пронизывает многие программы и рекомендации для воспитателей. Мы выбрали примеры из методической литературы, отражающие разные подходы, предлагаю вам определить, к какому подходу относятся предложенные варианты трактовки указанных примеров, к старым продумать трактовку с позиции нового подхода. Каждой группе предлагается свой вариант. Затем группы меняются, делают взаимопроверку и высказывают своё мнение.

Задание 1 - Определите, к какому подходу относятся предложенные варианты трактовки указанных примеров, к старым продумать трактовку с позиции нового подхода:

Природа даёт нам ягоды, грибы, поэтому мы должны её беречь;

Помогать природе, улучшая её, приумножать богатства.

Роль каждого организма в природе (на отдельных примерах, их место в пищевых цепочках, самоценность.

Грибы съедобные и несъедобные, ядовитые.

Задание 2 - Определите, к какому подходу относятся предложенные варианты трактовки указанных примеров, к старым продумать трактовку с позиции нового подхода:

Дерево даёт нам древесину. Чем ценна ель? Сосна имеет большое народно – хозяйственное значение;

Огромна роль зелёных растений. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для жизни человека.

Общая картина окружающей нас природы представляет собой не беспорядочное сочетание различных живых существ, а достаточно устойчивую и организованную систему, в которой каждый организм занимает определённое место и тесно связан со средой обитания, вне которой он не может существовать.

Цветущих растений всё меньше, а ведь они украшают нашу Землю, радуют людей.

Ведущий: Определите, какой подход в экологическом образовании отражают: сбор гербария, сбор коллекции бабочек, жуков; оформление чучелами детского сада, уборка опавших листьев, срезание веток деревьев для проведения наблюдения. Каким образом можно изменить подход к экологическому образованию детей в современных условиях? Ответы педагогов:

Ведущий: Современная экологическая ситуация в мире требует изменение поведение человека, смены его ценностных ориентиров. Мы должны соблюдать законы природы, изменить своё потребительское отношение к ней. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. А это, прежде всего наши с вами дети, наше новое поколение. Каковы же основные задачи нашей работы с детьми в области экологического образования.

Упражнение «Незаконченное предложение»:

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание….

Рефлексия – предлагаю ответить педагогам на вопросы:

• Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия

• Пересмотрите ли вы своё отношение к экологическому образованию дошкольников.

Ведущий: Результатом работы нашего дискуссионного клуба стал выпуск экспресс – газеты «Экологический вестник», где мы отразили смену стереотипов к экологическому образованию дошкольников и который заставит нас, как педагогов пересмотреть свою систему взглядов и по новому взглянуть на экологическое образование дошкольников.

Публикации по теме:

Фотоальбом для дошкольников «Архитектурные строения»Фотоальбом для дошкольников «Архитектурные строения» Для организации конструктивной деятельности дошкольников был оформлен альбом "Архитектурные строения". В нём проиллюстрирована архитектура.

«Экологическое воспитание в нашей группе ДОУ»«Экологическое воспитание в нашей группе ДОУ» Мухутдинова Венера Вакифовна МБДОУ №8 г. Арск Я люблю природу особенно цветы. На участке детского сада, в группе, дома и у себя в саду.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа дискуссионного клуба «Экологическое образование: смена стереотипов»
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 10:27
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...