Лучший педагог года

Использование классической музыки в экологическом воспитании дошкольников

Татьяна Крючкова
Использование классической музыки в экологическом воспитании дошкольников

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания- всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду, ведь именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным, целесообразно использовать музыку, в том числе классическую, как средство формирования экологических знаний. Классическая музыка- музыка образцовая. Она раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души. Её красочный, выразительный язык пробуждает интерес детей к природе, в музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. Чем раньше мы станем вводить ребёнка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание экологической культуры дошкольников – тема моего самообразования, над которой я работаю уже четвёртый год, столько же времени веду кружок по опытно- исследовательской деятельности “Почемучка”. В своей работе наряду с музыкальными произведениями детских композиторов я использую и классическую музыку. Маленькие дети очень любят игроритмику,с её помощью, начиная со второй младшей группы, я знакомила детей с домашними животными, их повадками. Сюита Сен-Санса “Карнавал животных” помогала детям “примерить “на себя тот или иной образ. Так, при знакомстве с домашними птицами, я изготовила макет скотного двора, включила пьесу из сюиты “Петух и куры” и попросила детей по характеру музыки определить, кого из обитателей двора может описывать эта музыка. После того, как дети справились с этим заданием, они разыграли сценку под ту же самую пьесу. Такую же работу я проводила и в дальнейшем, при знакомстве с дикими и домашними животными. Музыкальным помощником оставался всё тот же “Карнавал животных” Сен- Санса. Сейчас, в подготовительной группе, уже имеют достаточный багаж знаний и могут самостоятельно не только назвать птицу или животное, описать их внешний вид, повадки, но и сделать это при помощи музыкального произведения. В “Марше” Прокофьева они с лёгкостью узнают образ грача, “Камаринская “ Чайковского рисует в их воображении грациозного журавля, а в нежной, плавной музыкальной композиции М. Глинки “В разлуке” перед ними проплывает лебедь. В младшем возрасте, слушая композицию Любарского “Дождик” ,мы играли музыку дождя при помощи колокольчиков. Сейчас, знакомясь с тем, что дождь бывает разный: грибной, ливень,дети могут уже самостоятельно подбирать средства для звукоподражания предлагаемого явления природы. Говоря об осенних месяцах, рассматривая иллюстрации, мы описываем осень,опираясь не только на зрительное восприятие, но и на музыкальное. Для этого,конечно, больше всего подходит музыкальное произведение А. Вивальди “Времена года”,в котором мы услышать как звуки весёлой, радостной, светлой, игривой ранней осени, так и печальные, жалобные, плачущие нотки поздней осени. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка сами по себе, но при использовании музыки эффект от увиденного можно удвоить. Особенно хорошо использовать музыку в тех экспериментах и исследованиях, когда мы говорим о двойственном значении или характере предмета или явления. Проводя опытно- исследовательскую деятельность на тему “Человеку друг огонь, только зря его не тронь”, говоря о положительном значении огня в жизни человека, о том, что огонь может быть тёплым, ласковым, лёгким, как летящий листочек, мы подтверждаем свои наблюдения, слушая музыкальную композицию Моцарта “Осенний вальс. Но музыкальная композиция Римского-Корсокого “Полёт шмеля” рассказала нам о том, что вырвавшийся из- под контроля человека, огонь может стать очень опасным и принести много бед. Спящий, спокойный вулкан помогла нам описать “Лунная соната” Моцарта. Вулкан, извергающий потоки лавы, губительный для всего живого, мы наблюдали под звуки увертюры Чайковского “Эгмонт”. Прослушав c детьми музыкальную композицию Гречанинова “Котик заболел”, я провела беседу о том, как надо заботиться о своих домашних питомцах. Дети принесли фотографии своих кошечек и под музыкальную композицию “Кошечка выздоровела” того же композитора рассказывали о своих любимцах. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно уже назвать классикой и использовать в музыкально-экологическом развитии детей. Например, музыкальным сопровождением для изготовления экологических знаков “Не рвите цветы ” как нельзя кстати подошла песня Ю. Антонова “ Не рвите цветы!’’. Музыка помогает увидеть ранее не замеченное, услышать её природу,её голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта,уважение и милосердие- это уже охрана природа. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем нам!

Публикация «Использование классической музыки в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Публикации по теме:

«Использование исследовательских технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие.

Информация для педагогов. Использование игры в экологическом воспитании детей В проработке этой темы руководитель семинара опирается на теоретические и практические материалы книги С. Н. Николаевой «Место игры в.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее время побуждают специалистов к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, развитию экологического.

Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников. Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников. Главный принцип природоохранного воспитания – непосредственный.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников Проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых общим.

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В. А. Сухомлинский.

Логико-смысловая модель в экологическом воспитании у дошкольников Тема: Логико-смысловая модель в экологическом воспитании у дошкольников. Автор: Валитова Роза Нагимовна Должность: Воспитатель 1 категории.

В родительский уголок: «Роль классической музыки в воспитании детей дошкольного возраста» Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается уже с самого рождения. Приобщение к музыкальному.

Воздействие классической музыки на нравственные качества дошкольников Многие педагоги признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование классической музыки в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 15 ноября 2015 в 21:57
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД