Получи документы

Использование компьютера в работе с детьми с ЗПР, как средство воспитания и развития творческих способностей, формирования ли

ирина осокина
Использование компьютера в работе с детьми с ЗПР, как средство воспитания и развития творческих способностей, формирования ли

Современные условия развития общества и перемены в системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменения содержания образования, серьезную организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно в системе дошкольного образования, как первой его ступени. Новые подходы требуются и к построению образовательной среды для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Сложность и полиморфность задержки психического развития обуславливают индивидуализацию и дифференциацию педагогических методов, приемов и средств работы с данной категорией детей. Каждый ребенок привлекается к решению посильных для него задач. Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым и др. Теоретическая основа использования НИТ в коррекционно – развивающем обучении базируется на положениях Л. В. Выготского об уровне актуального развития ребенка и зоне его развития. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения вследствие поражения нервной системы, проводиться с учетом их психофизических особенностей. Применение компьютерных технологий в работе с детьми ЗПР дает целый ряд преимуществ:

Публикация «Использование компьютера в работе с детьми с ЗПР, как средство воспитания и развития творческих способностей, формирования ли» размещена в разделах

- повышает уровень мотивационного компонента, познавательной, речевой и учебной деятельности ребенка во время индивидуальных занятий.

- компьютер обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на ребенка.

- решение поставленных развивающих и коррекционных задач осуществляется в более короткие сроки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий).

Максимальная длительность занятий на компьютере не более 7-10минут в день. Это максимальное время, в течение которого дети способны контролировать внимание. Поэтому соблюдение временных рамок обязательно для достижения желаемых результатов. Занимаются дети индивидуально. Пока одни заняты на компьютере, другие занимаются в спортивном зале. Таким образом, чередуется умственная и физическая нагрузка. Кроме того, создается положительная атмосфера, позволяющая детям легко, с большим интересом осваивать необходимые знания. Компьютерные развивающие программы следует применять, учитывая психические возможности ребенка, целесообразно сочетать традиционные и инновационные средства развития личности ребенка. Необходимо поощрять удовлетворение, которое будет получать ребенок от замысла и хода игры, а также развитие представления о конечном результате, умение переносить освоенный способ действия на аналогичное задание, возрастание уровня самооценки. Необходимо постепенно, поэтапно усложнять виды работы, последовательно переходя от элементарных к более сложным заданиям. На начальном этапе дети учатся управлять компьютерной мышью, которая является составной частью развития мелкой моторики ведущей руки ребенка. Эффективность этой работы связана с механизмом обратной связи:

- получение зрительных и звуковых сигналов в ответ на каждое движение рукой (перемещение мышью). В начале каждой работы с мышью проводится массаж, применяются различные приемы на расслабление мускулатуры рук, гимнастика. Сначала ребенок управляет мышью с помощью педагога, а затем самостоятельно. Работа на компьютере очень эффективна для развития зрительно-моторной координации. Перемещение мыши или джойстика сопровождается непрерывным слежением за перемещением курсора на экране. Координация движений руки и глаз в работе на компьютере достигается достаточно быстро.

Использование развивающих компьютерных игр качественно влияет на коррекцию устной речи детей:

- исправления нарушений звукопроизношения, голоса, речевого дыхания;

- развитие лексико-грамматического строя речи, формирование диалогической и монологической форм высказываний, повышение речевого уровня развития;

- стимуляция речевой, слоговой или голосовой активности, расширение словаря, формирования знаний и представлений об окружающем мире, развития эмоциональной сферы.

Компьютерные развивающие игры помогут решить те речевые задачи, которые дети не усвоили в процессе занятия.

Компьютерное обучение способствует формированию :

- представления о возможностях ЭВМ в области обработки информации (рисует, пишет, ее хранения (запоминает, и передачи (обучает);

- навыков работы с клавиатурой, мышью, выбором объектов из меню, их видоизменения, фиксирование на экране;

- творческого воображения, быстрого реагирования на ситуацию, самостоятельности в анализе;

- элементарных математических представлений на плоскости, конструирования и моделирования;

- первичных представлений об окружающем мире.

Таким образом, компьютерное обучение позволяет правильно и быстро оценить актуальные и потенциальные возможности ребенка. Целенаправленное систематическое воздействие педагога с использованием компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность работы воспитателя. Приобретенные ребенком навыки работы на компьютере оказываются весьма ценными как во время обучения в школе, так и в дальнейшей его жизни и профессиональной деятельности.

Использованная литература

1. Глушкова Е. К. Гигиенические требования к занятиям дошкольников /Е. К. Глушкова, Л. А. Леонова и др. // Информатика и образование. - 1990.-№6.

2. Зворыгина Е. В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников /Е. В. Зворыгина// Информатика и образование. – 1989.-№6

3. Леонова Л. А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером /Л. А. Леонова, Л. В. Макарова. –М. :Изд. центр “Вентана-Граф”, 2004.

4. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. Их Использование в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития /Е. Петрова// Дошкольное воспитание. -2000 -№8

5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр /В. Моторин// Дошкольное воспитание. – 2000.-№11

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование компьютера в работе с детьми с ЗПР, как средство воспитания и развития творческих способностей, формирования ли
Опубликовано: 28 января 2013 в 10:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД