Использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях в условиях логопункта

Алла Васина
Использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях в условиях логопункта

Логопедический пункт является структурным подразделением государственного, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения. Создан он, в целях оказания помощи детям, посещающим МБДОУ, которые имеют нарушения в развитии устной речи (первичного характера). Таким образом, логопедический пункт, согласно «Положению о логопункте» комплектуется детьми имеющими фонетическое и

фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Данные ежегодно проводимого мониторинга речевого развития воспитанников МБДОУ показывают неуклонное увеличение числа детей, нуждающихся в коррекции речи. Дети с речевыми нарушениями в общеобразовательном дошкольном учреждении нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Когда в минимальные сроки приходится решать максимальное количество задач, то применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяют мне оптимизировать коррекционно-развивающий процесс и сделать его более результативным.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Приоритетной задачей применения компьютерных программ на индивидуальном занятии состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. Компьютерные технологии выступают здесь как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.

Как отмечают многие авторы (Р. Ф. Абдеев, 1994; В. П. Беспалько, 0022; О. И. Кукушина, 1994; И. А. Филатова, 1993 и др., применение ИКТ позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение воспитанников и значительно повысить эффективность любой деятельности. Это предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Преимущества использования компьютерных развивающих программ.

• Повышают мотивацию к логопедическим занятиям.

• Формирует активную позицию субъекта обучения и привычку к учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

• Предполагают индивидуальный подход к каждому ребёнку

(разноуровневые задания).

• Эффективно развивают творческие способности.

• Открывают новые возможности использование

педагогических приёмов в традиционной коррекционной

методике.

Поэтому я рассматриваю использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях не целью, а средством, активизирующим коррекционную работу исходя из психолого-педагогической характеристики воспитанников ФФНР, ФНР.

Использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях происходит фрагментарно, с соблюдением гигиенических норм и рекомендаций по нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп. 2.12.10.

1. Максимальная одноразовая деятельность работы ребёнка за

компьютером не должна быть ниже указанной:

• Для детей 6 лет с 1-2 группой здоровья – 15 минут в день.

• Для детей 6 лет с 3 группой здоровья – 10 минут в день.

• Для детей 5 лет с 1-2 группой здоровья – 10 минут в день.

• Для детей 5 лет с 3 группой здоровья – 7 минут в день.

• Для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию

зрения – 10 минут в день.

• Для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию

зрения – 7 минут в день.

2. В течение дня допускается проведение только одного занятия с

использованием компьютера.

3. Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

• Первая половина дня – оптимальное время

• Вторая половина дня – допустимое время, но занятие проводится в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 часов 30 минут до 16 часов 30 минут, после дневного сна и полдника.

4. Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей

6 лет – 2 раза в неделю.

5. Рекомендуемые дни для занятий с компьютером:

• вторник, среда, четверг – оптимальные дни

• понедельник – допустимый день.

6. Не допускается проведение занятий с компьютером во время,

отведённое для прогулок и дневного отдыха.

В своей работе я использую следующие компьютерные программы:

- «Игры для Тигры»

- «Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши»

- «Играем и учимся» (для детей 3 -7 лет)

- «Компьютерный практикум для проведения логопедической работы в начальной школе» (Для детей 7 – 10 лет)

- «Учимся и оздоравливаемся»

Направления коррекционной работы с детьми ФНР и ФФНР с использованием компьютерных программ.

I. Коррекция и формирование фонетической стороны речи

Дыхание и просодические компоненты устной речи

Звукопроизношение (формирование правильных артикуляционных укладов, закрепление изолированных звуков, автоматизация слогов и т. д.)

II. Коррекция и формирование фонематической стороны речи.

Фонематические процессы

(развитие слухового восприятия и навыков звукового

анализа и синтеза)

III. Коррекция и формирование лексико – грамматических средств языка

Лексика.

Грамматические средства языка.

IV. Коррекция и формирование психических процессов

(слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, эмоционально – волевая и мотивационная сфера, словестно – логическое мышление).

V. Мелкая моторика пальцев рук

Введение компьютерных программ в индивидуальные занятия проходит три этапа независимо от выбранного мною направления коррекционной работы.

Реализация цели второго этапа предполагает постановку задач в соответствии с логопедическим диагнозом (ФНР, ФФНР) и индивидуальными особенностями воспитанников.

1 этап: Ознакомительный.

Цель: Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.

Задачи:

1. Преодоление психологического барьера между компьютером и ребёнком с помощью создания ситуации успеха.

2. Формировать правильное отношение к компьютеру: компьютер – сложное техническое устройство, созданное человеком и помогающее в труде и отдыхе.

3. Показать ребёнку его собственные возможности в управлении компьютером. Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

4. Дать необходимые знания и сформировать основные умения, позволяющие взаимодействовать с компьютером.

5. Познакомить ребёнка с компьютерными программами.

2 Этап: Коррекционно – образовательный

Цель: Коррекция фонетических и фонетико – фонематических нарушений речи.

Задачи:

1. Формировать и развить у детей речевые и языковые средства: звукопроизношение, дыхание и просодические компоненты речи, фонематические процессы, лексико–грамматический строй речи.

2. Формировать и развить навыки учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.

3. Развить психические процессы (слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, эмоционально – волевая и мотивационная сфера, словестно – логическое мышление).

3 Этап: Творческий.

Цель: Развитие самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи

Задачи:

1. Развить воображение.

2. Развивать самоконтроль

3. Развивать познавательную активность.

4. Формирование диафрагмено – релаксационного дыхания.

Каждое индивидуальное занятие с использованием компьютерных программ является комплексным, т. е. представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. Занятие включает в себя три основных этапа:

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Блоки (модули) компьютерных программ на занятии я использую фрагментарно т. е. только в одной из трёх частей занятия в соответствии с задачами выбранного направления работы.

Использование блоков компьютерных программ на индивидуальных занятиях.

I Подготовительный этап индивидуального занятия:

"Игры для Тигры» – блоки:

«Звукопроизношение», «Просодика»

II Основной этап индивидуального занятия:

"Игры для Тигры"– блоки:

«Просодика», «Фонематика», «Лексика»

«Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши»блоки:

«Соедини», «Укажи», «Прочитай», «Разбей на группы», «Составь слово»

«Играем и учимся» (Для детей 3 -7 лет)блоки:

«Звуки и буквы для дошкольников», «Мир вокруг нас»

«Компьютерный практикум для проведения логопедической работы

в начальной школе» (Для детей 7 – 10 лет)блоки:

«Выбери», «Стыковка», «Соедини», «Мостик», «Обучение грамоте»,

«Укажи рисунок», «Раздели рисунки»

III Заключительный этап индивидуального занятия:

"Игры для Тигры» – блоки:

«Просодика», «Фонематика», «Лексика

«Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши»блоки:

«Анаграммы», «Кубики», «Продолжи узор», «Раскраска», «Запомни»

«Компьютерный практикум для проведения логопедической работы

в начальной школе» (Для детей 7 – 10 лет)блоки:

«Запомни», «Раскраска», «Анаграммы», «Составь картинку»

«Учимся и оздоравливаемся (Для детей 4 - 7 лет)» – блоки:

«Азбука», «Один – ни одного. Мало – много», «Цифры»

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.

Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха.

Блоки (модули) компьютерных программ на занятии я использую фрагментарно т. е. только в одной из трёх частей занятия в соответствии с задачами выбранного направления работы.

Публикации по теме:

Логопедическая служба детсада Организация логопедического пункта как структурного подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.

Презентация «Домашние животные и их детеныши» Сегодня использование компьютерных технологий (ИКТ) вошло в систему дошкольного образования. Началось использование компьютеров на занятиях.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях в условиях логопункта
Опубликовано: 23 октября 2013 в 20:21
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...