Использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях в условиях логопункта

Алла Васина
Использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях в условиях логопункта

Логопедический пункт является структурным подразделением государственного, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения. Создан он, в целях оказания помощи детям, посещающим МБДОУ, которые имеют нарушения в развитии устной речи (первичного характера). Таким образом, логопедический пункт, согласно «Положению о логопункте» комплектуется детьми имеющими фонетическое и

фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Данные ежегодно проводимого мониторинга речевого развития воспитанников МБДОУ показывают неуклонное увеличение числа детей, нуждающихся в коррекции речи. Дети с речевыми нарушениями в общеобразовательном дошкольном учреждении нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Когда в минимальные сроки приходится решать максимальное количество задач, то применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяют мне оптимизировать коррекционно-развивающий процесс и сделать его более результативным.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Приоритетной задачей применения компьютерных программ на индивидуальном занятии состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. Компьютерные технологии выступают здесь как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.

Как отмечают многие авторы (Р. Ф. Абдеев, 1994; В. П. Беспалько, 0022; О. И. Кукушина, 1994; И. А. Филатова, 1993 и др., применение ИКТ позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение воспитанников и значительно повысить эффективность любой деятельности. Это предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Преимущества использования компьютерных развивающих программ.

• Повышают мотивацию к логопедическим занятиям.

• Формирует активную позицию субъекта обучения и привычку к учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

• Предполагают индивидуальный подход к каждому ребёнку

(разноуровневые задания).

• Эффективно развивают творческие способности.

• Открывают новые возможности использование

педагогических приёмов в традиционной коррекционной

методике.

Поэтому я рассматриваю использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях не целью, а средством, активизирующим коррекционную работу исходя из психолого-педагогической характеристики воспитанников ФФНР, ФНР.

Использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях происходит фрагментарно, с соблюдением гигиенических норм и рекомендаций по нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп. 2.12.10.

1. Максимальная одноразовая деятельность работы ребёнка за

компьютером не должна быть ниже указанной:

• Для детей 6 лет с 1-2 группой здоровья – 15 минут в день.

• Для детей 6 лет с 3 группой здоровья – 10 минут в день.

• Для детей 5 лет с 1-2 группой здоровья – 10 минут в день.

• Для детей 5 лет с 3 группой здоровья – 7 минут в день.

• Для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию

зрения – 10 минут в день.

• Для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию

зрения – 7 минут в день.

2. В течение дня допускается проведение только одного занятия с

использованием компьютера.

3. Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

• Первая половина дня – оптимальное время

• Вторая половина дня – допустимое время, но занятие проводится в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 часов 30 минут до 16 часов 30 минут, после дневного сна и полдника.

4. Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей

6 лет – 2 раза в неделю.

5. Рекомендуемые дни для занятий с компьютером:

• вторник, среда, четверг – оптимальные дни

• понедельник – допустимый день.

6. Не допускается проведение занятий с компьютером во время,

отведённое для прогулок и дневного отдыха.

В своей работе я использую следующие компьютерные программы:

- «Игры для Тигры»

- «Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши»

- «Играем и учимся» (для детей 3 -7 лет)

- «Компьютерный практикум для проведения логопедической работы в начальной школе» (Для детей 7 – 10 лет)

- «Учимся и оздоравливаемся»

Направления коррекционной работы с детьми ФНР и ФФНР с использованием компьютерных программ.

I. Коррекция и формирование фонетической стороны речи

Дыхание и просодические компоненты устной речи

Звукопроизношение (формирование правильных артикуляционных укладов, закрепление изолированных звуков, автоматизация слогов и т. д.)

II. Коррекция и формирование фонематической стороны речи.

Фонематические процессы

(развитие слухового восприятия и навыков звукового

анализа и синтеза)

III. Коррекция и формирование лексико – грамматических средств языка

Лексика.

Грамматические средства языка.

IV. Коррекция и формирование психических процессов

(слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, эмоционально – волевая и мотивационная сфера, словестно – логическое мышление).

V. Мелкая моторика пальцев рук

Введение компьютерных программ в индивидуальные занятия проходит три этапа независимо от выбранного мною направления коррекционной работы.

Реализация цели второго этапа предполагает постановку задач в соответствии с логопедическим диагнозом (ФНР, ФФНР) и индивидуальными особенностями воспитанников.

1 этап: Ознакомительный.

Цель: Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.

Задачи:

1. Преодоление психологического барьера между компьютером и ребёнком с помощью создания ситуации успеха.

2. Формировать правильное отношение к компьютеру: компьютер – сложное техническое устройство, созданное человеком и помогающее в труде и отдыхе.

3. Показать ребёнку его собственные возможности в управлении компьютером. Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

4. Дать необходимые знания и сформировать основные умения, позволяющие взаимодействовать с компьютером.

5. Познакомить ребёнка с компьютерными программами.

2 Этап: Коррекционно – образовательный

Цель: Коррекция фонетических и фонетико – фонематических нарушений речи.

Задачи:

1. Формировать и развить у детей речевые и языковые средства: звукопроизношение, дыхание и просодические компоненты речи, фонематические процессы, лексико–грамматический строй речи.

2. Формировать и развить навыки учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.

3. Развить психические процессы (слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, эмоционально – волевая и мотивационная сфера, словестно – логическое мышление).

3 Этап: Творческий.

Цель: Развитие самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи

Задачи:

1. Развить воображение.

2. Развивать самоконтроль

3. Развивать познавательную активность.

4. Формирование диафрагмено – релаксационного дыхания.

Каждое индивидуальное занятие с использованием компьютерных программ является комплексным, т. е. представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. Занятие включает в себя три основных этапа:

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Блоки (модули) компьютерных программ на занятии я использую фрагментарно т. е. только в одной из трёх частей занятия в соответствии с задачами выбранного направления работы.

Использование блоков компьютерных программ на индивидуальных занятиях.

I Подготовительный этап индивидуального занятия:

"Игры для Тигры» – блоки:

«Звукопроизношение», «Просодика»

II Основной этап индивидуального занятия:

"Игры для Тигры"– блоки:

«Просодика», «Фонематика», «Лексика»

«Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши»блоки:

«Соедини», «Укажи», «Прочитай», «Разбей на группы», «Составь слово»

«Играем и учимся» (Для детей 3 -7 лет)блоки:

«Звуки и буквы для дошкольников», «Мир вокруг нас»

«Компьютерный практикум для проведения логопедической работы

в начальной школе» (Для детей 7 – 10 лет)блоки:

«Выбери», «Стыковка», «Соедини», «Мостик», «Обучение грамоте»,

«Укажи рисунок», «Раздели рисунки»

III Заключительный этап индивидуального занятия:

"Игры для Тигры» – блоки:

«Просодика», «Фонематика», «Лексика

«Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши»блоки:

«Анаграммы», «Кубики», «Продолжи узор», «Раскраска», «Запомни»

«Компьютерный практикум для проведения логопедической работы

в начальной школе» (Для детей 7 – 10 лет)блоки:

«Запомни», «Раскраска», «Анаграммы», «Составь картинку»

«Учимся и оздоравливаемся (Для детей 4 - 7 лет)» – блоки:

«Азбука», «Один – ни одного. Мало – много», «Цифры»

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.

Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха.

Блоки (модули) компьютерных программ на занятии я использую фрагментарно т. е. только в одной из трёх частей занятия в соответствии с задачами выбранного направления работы.

Публикации по теме:

Логопедическая служба детсада Организация логопедического пункта как структурного подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.

Презентация «Домашние животные и их детеныши» Сегодня использование компьютерных технологий (ИКТ) вошло в систему дошкольного образования. Началось использование компьютеров на занятиях.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях в условиях логопункта
Опубликовано: 23 октября 2013 в 20:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Лэпбук «Соленые водоемы»
Отдыхать в отпуске это прекрасно, а отдыхать на море это прекрасно вдвойне! ) Но и в отпуске всегда есть место для дела! Любимого дела! Когда я думала,...