Папки-передвижки

Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольнико

Симонова
Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольнико

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников. При работе появляется следующая проблема: какие педагогические технологии экологического образования у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать осознанно – правильному отношению к природе.

Публикация «Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольнико» размещена в разделах

Одной из технологий является игровая технология. Строится как целостное экологическое образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно:

• Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• Группы игр на обобщение экологических терминов;

• Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

Одной из таких форм является квест. Что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам?

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия.

Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно новое, молодое нововведение, но несмотря на это оно уверенно набирает обороты и становится популярным и востребованным направлением.

Квест (англ. quest) – поиск, приключение или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада, так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий. Это - своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать определенные задачи. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные, для решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

С помощью квест-игр дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители, то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников. Детей заинтриговать значительно легче, чем взрослых (родителей, педагогов, поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали нашими партнерами и активными участниками.

При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы: линейные, штурмовые и кольцевые.

В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители. Для составления маршрута можно использовать разные варианты :

• Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

• Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

• Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п.

Чаще всего используются в работе с детьми линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

Штурмовые квесты хорошо проходят в младшем возрасте, т. к. могут проводиться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать разное пространство. Особенностью таких квестов является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут быть элементарные задания такие как: найди спрятанные игрушки в группе; найди геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их заранее надо повесит в разных участках группового помещения, из которых потом можно сделать аппликацию и т. д.

Кольцевые квесты очень похожи на линейные, только они начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности.

Такие квест-игры широко используют в работе с детьми педагоги нашего детского сада. Этим летом в рамках реализации проекта «Мы туристы» педагогами старших групп был организован квест-поход «Юные следопыты». Ребята, следуя разработанному маршруту, преодолевая препятствия, закрепили правила безопасного поведения в природе, освоили простейшие туристические умения и навыки, совершенствовали двигательные способности, направленные на укрепление здоровья и выносливость.

Интересным подходом в работе с родителями стало проведение квест-игры с участием детей, родителей и педагогов в средних группах «Знатоки природы». Участники двигались по указанному в карте маршруту и выполняли здания на различных станциях: «На неведомых дорожках», «Лесные загадки», «Грибное лукошко». Такие мероприятия способствуют созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместной деятельности. У ребят формируется стремление проявлять заботу о животных, бережное отношение к растительному миру, пробуждается желание участвовать в охране окружающей среды.

Участниками квест-игры «В поисках волшебного дара» стали дети и родители подготовительных групп. Дети искали волшебный дар фокусника Крекса. Действие квеста происходило на летней спортивной площадке, где дети разделились на две команды и вместе со своими педагогами разошлись по разным лабораториям, где их встречали разные герои Кот Базилио и Лиса Алиса, Симка, баба – Яга, Барбоскин (в роли сказочных героев выступили родители, вместе с ними дети проводили разные эксперименты с водой, песком, воздухом, магнитами. За успешно выполненное задание герои давали детям жетоны. А в конце обе команды встретились снова на летней спортивной площадке, отдали заработанные жетоны фокуснику, к которому вернулся его дар, и он показал детям фокусы с воздушными шарами.

Квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Мастер-класс по проведению квест-игры «Помоги фокуснику Крексу»

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам стать участниками квест-игры «Помоги фокуснику Крексу». Для участия приглашаются 5-7 желающих.

Фокусник: Уважаемые участники, я приготовил для вас увлекательную программу, но главный волшебник Валтер заколдовал меня, лишил моего дара и забрал Волшебную книгу. Для того чтобы помочь мне, вам необходимо пройти ряд испытаний: в разных лабораториях вас ждут сложные задания-эксперименты. После каждого выполненного задания вы получите жетоны. А чтобы вам было проще найти лаборатории, вы получите карту с подсказками. Вас ждут трудные опыты и задания, но я верю, что вы справитесь!

Участники получают карту, рассматривают её и находят лаборатории.

Участников сопровождает ведущий мастер-класса.

Лаборатория №1 («Волшебная песочница»)

Опыт с песком «Кладоискатели»

Уважаемые участники, Вы готовы помочь Крексу? Первый жетон спрятан в песочнице. Надо с помощью сита отыскать жетон в большой куче песка. Молодцы, получите свой первый жетон. Хотите заработать ещё один? Постройте из песка для меня красивый замок. Какие свойства песка помогли вам справиться с заданиями? Ответы участников: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух. Очень хорошо. Желаю вам удачи в следующей лаборатории.

Лаборатория №2 «Волшебница – вода»

Уважаемые участники, вы любите эксперименты с водой? Вот следующее задание: надо достать яйцо от киндер – сюрприза из кувшина, не опуская руки в него. Из всего ассортимента материалов участники должны выбрать воду, но воды недостаточно для того, чтобы достать яйцо. Чтобы поднять уровень воды можно воспользоваться камнями. Камешки, заполняя кувшин, поднимают уровень воды. Отлично справились с заданием и заработали жетоны.

Лаборатория №3 «Чудесный магнит»

А теперь следующий опыт. «Представьте, что вы стоите на берегу моря и очень хотите достать ракушку». Перед участниками емкость с водой (пластиковая бутылка). На дне ракушка, к ней привязан металлический предмет. Участникам необходимо достать ракушку. Секрет в том, что магнит не проходит в горлышко емкости. Но магнит может притянуть металлический предмет через стенки емкости. «Какое свойство магнита вы использовали Ответы участников: магнит притягивает железо даже через стенки бутылки. «Вы очень ловкие и смелые ребята, справились с заданием и

Участники с жетонами возвращаются к фокуснику. Фокусник проверяет вернулся ли к нему волшебный дар, показывает для участников квеста фокус.

Фокусник: Спасибо, дорогие участники, вы помогли мне вернуть мой дар, но ведь Волшебная книга так и не найдена. Может быть на карте есть ещё подсказка?

Участники: На карте нарисован лабиринт.

Фокусник: Чтобы добраться до ларца с волшебной книгой, надо провести одного человека по лабиринту! Одному человеку завязывают глаза и запускают в лабиринт, который выложен на полу верёвками. Вся остальная команда должна провести участника по всему лабиринту так, чтобы он не вышел за пределы. Любой заступ за линию и проходить лабиринт придётся с самого начала. Проводя его по лабиринту, каждый участник команды может произносить только одно слово и только в свою очередь. Если проводники сбиваются, говоря два слова или не в свою очередь - слепой начинает проход лабиринта сначала. Таким образом, дети вскоре начинают говорить примерно так: «Иди 1шаг вперед», «2 направо, «3 налево», «Стой». и т. д. В конце лабиринта участники находят ларец с Волшебной книгой (энциклопедия опытов и экспериментов).

Список литературы:

1. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Фотоотчёт о работе по экологическому воспитанию «С любовью к природе»Фотоотчёт о работе по экологическому воспитанию «С любовью к природе» В настоящее время жители больших городов, особенно молодые поколения, всё меньше знают о родной природе, всё сильнее отдаляются от неё.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя ДОО .

Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Квест-игра по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Защитники природы»Квест-игра по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Защитники природы» Игра началась в группе. Ребята получили письмо от Феи Природы, в котором она благодарила ребят за то, что весь год они были активными.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ»Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ» В нашем детском саду был проведен районный семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ».

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольнико
Опубликовано: 5 июня 2020 в 09:02
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД