Лучший педагог года

Использование логических блоков Дьенеша для интеллектуального развития дошкольников

Антонина Кононова
Использование логических блоков Дьенеша для интеллектуального развития дошкольников

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

Изучив, методическую литературу, я пришла к тому, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра. Поэтому, исходя из вышесказанного одним из наиболее эффективных пособий для интеллектуального развития являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Публикация «Использование логических блоков Дьенеша для интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах

Логические блоки представляют собой набор из 48 объё мных геометрических фигур:

- четырёх форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

- трёх цветов (красный, синий, жёлтый);

- двух размеров (большой, маленький);

- двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами:

формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

С целью развития у детей умения размышлять, применять полученные знания на практике, конкретизировать, сравнивать, обобщать, я решила использовать логические блоки, которые помогают овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пердматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Начинала эту работу с детьми четырёх лет, так как я работаю на логопедической группе и продолжала до выпуска в школу. С каждым годом задания в играх усложняла. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, величины, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.

На первом этапе в процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивали умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Например, в игре «Воздушные шарики» дошкольники «привязывали» (прикладывали) шарики к ниточкам, но только так, чтобы цвет (размер) ниточки соответствовал цвету (размеру) шарика.

На втором этапе дети овладевали умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам: цвету и форме; форме и размеру; размеру и толщине и т. д. Например, игра

«Угадай - ка», где Буратино прячет блок (подарок) и даёт задание угадать сразу два его свойства. Например: какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы.

На третьем этапе – по трё м свойствам: размеру, форме и толщине; цвету, форме и размеру и т. д. Например, в игре «Найди клад» кладоискатели ищут клад. Они должны указывать сразу три свойства:

- Клад под красным большим кругом?

- Нет.

- Под красным маленьким квадратом?

- Нет.

- Под синим большим квадратом?

- Да.

Игроки при отгадывании должны обязательно назвать три свойства.

На четвё ртом этапе работали уже с четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной.

При этом в одном и том же упражнении всегда варьировала правилами выполнения задания с учётом возможностей детей. Например, несколько малышей строят дорожки от дома медведей, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Одному ребёнку я предлагаю построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством); другому – чтобы рядом не было одинаковых блоков по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами); третьему – чтобы рядом не было одинаковых блоков по форме, цвету и размеру (оперирование одновременно тремя свойствами).

На пятом этапе, когда дети хорошо освоили задачи предыдущих, ввожу игры с использованием карточек с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств. Например: не круглый, не красный и т. д. Карточки с символами свойств помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств - к словесно-логическому мышлению. Знакомство ребёнка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д.

Включала игры, которые помогают развивать у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развивать умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. Например, игра «Помогите фигурам выбраться из леса». Перед детьми таблица. На ней лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из леса. Сначала дети устанавливают, для чего расставлены знаки. Затем дети разбирают фигуры и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. В игре «Раздели блоки -I» дети помогают игрушкам Степашке и Филе разделить блоки между собой так, чтобы у Фили оказались все красные. В игре «Раздели блоки - II», дети помогают Вини-Пуху и Пятачку решить задачку про конфеты. Их надо разделить так, чтобы у Вини-Пуха оказались все жёлтые конфеты, а у Пятачка – все прямоугольные. После практического решения задачи дети называют: у Вини-Пуха конфеты жёлтые, не прямоугольные, у Пятачка – прямоугольные не жёлтые.

Играя с логическими блоками, ребё нок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает. Например, игра «Помоги друзьям». Ребёнок помогает двум медвежатам разделить сыр (блоки). В игре «Такая же»- ищет нужный блок. «Головоломки» - выкладывает предмет из частей.

Дошкольники любят играть с блоками Дьенеша. И поэтому используют их не только в дидактических играх, но и в подвижных играх, как предметные ориентиры, (обозначаем домики, дорожки, лабиринты); в творческих играх: например, игра «Магазин» - где блоки-деньги, цены на товар обозначаются кодовыми карточками и т. д.

Работая с блоками Дьенеша, могу сказать, что это универсальная развивающая игра. Дети, играя с ними, овладели умениями преобразовывать, группировать классифицировать, сравнивать и обобщать по ним предметы; кодировать и декодировать информацию; освоили алгоритмические умения.

С их помощью сформировала представление о множестве, умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Через такие игры как «Вырастим цветы», «Украшаем ёлочку мы в просторном зале», «Пирамидка», «Рыбка», «Цыплёнок», «Божья коровка» и т. д. развивала творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, также психические функции, связанные с речевой деятельностью

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Работа с родителями по образовательной области «Безопасность» Формы работы с родителями Направления работы с родителями Характеристики направлений работы с родителями Мастер-класс Организация проблемно-игровых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логических блоков Дьенеша для интеллектуального развития дошкольников
Опубликовано: 5 марта 2014 в 20:17
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД