Лучший педагог года

Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Ольга Харитонова
Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В течение 2-х лет я использую логопедическую ритмику на занятиях с детьми, страдающими различными нарушениями.

Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-коррекционный процесс :на детей благотворно влияют темп, слова,а ритмическая пульсация, с которой связаны движения,вызывает согласованную реакции всего организма.

Публикация «Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В работе выделяются несколько звеньев:

1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений,зрительной ориентации, координации движений, чувства темпа и ритма в движении.

Примеры упражнений на развитие координации:

. Дети маршируют под музыку с мешочками на головах. Один ребенок

шагает без мешочка. На сигнал «хоп» дети снимают мешочки и кладут их

на пол. Смена музыки, дети бегут или подпрыгивают между мешочками.

Смена музыки (вновь звучит марш). Это сигнал. Нужно поднять

ближайший мешочек и положить его на голову. Тот, кто останется без

мешочка, садится в стороне отдыхать.

. Дети стоят парами. По сигналу педагога делают 8 прыжков вперед. После

четвертого прыжка меняют пары и снова прыгают на месте, все время

поворачиваясь вокруг себя. Смена музыки на высоком регистре: дети

маршируют и хлопают в ладоши перед собой. Смена музыки на низком

регистре: дети идут на пятках и хлопают в ладоши за спиной.

. Вращение кистями рук вверху (3-5 секунд)- напряжение мышц рук и

верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз –

расслабление. Повторить 2-3 раза.

. Притопывания ногами, руки за спиной – мышцы напряжены (5-8 секунд,

руки опущены, исходное положение -основная стойка, мышцы

расслаблены.

3

. Легкие и тяжелые руки. ( Музыка: венгерская народная мелодия).Дети стоят в

колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть

музыки и ее повторение: такты 1-2 – плавный подъем рук вперед до уровня плеч

и опускание рук вниз и за спину; такты 3-4, 5-6, 7-8- повторение движений

1-2-го тактов. Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9-12- сильное

качание рук вперед и назад, до уровня плеч. Колени слегла пружинят, руки

сжимаются в кулаки; такты 13-16- руки плавно поднимаются и опускаются вниз

и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального

звучания соответствует усилие и ослабление мышечного напряжения.

Регуляция мышечного тонуса в игровой форме:

. Игра с водой. (Любая подвижная мелодия на размер 6/8). Дети сидят на полу,

будто бы на берегу реки, руки опущены. 1) Плавно развести руки в стороны и

назад, как бы в воде, сближая лопатки и несколько отклоняя корпус назад,

затем возвратиться в исходное положение, будто захватывая воду кистями

рук. 2) Кистями рук легко бить по воображаемой воде.

. Веселые ножки. (Любая плясовая мелодия). Дети сидят на стульях, упершись

руками в бедра, локти в стороны. Вначале ставят правую ногу на пятку,

сильно согнув ее в подъеме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем

выпрямляют ее, касаются пола кончиками пальцев и приставляют к другой

ноге. То же, левой ногой. То же, обеими ногами вместе.

Упражнение на переключаемость движений:

. Дети стоят в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку

(Д. Кабалевский, «Клоуны») на начало каждого такта исполняют два

противоположных движения. Одна шеренга приседает, другая, наоборот,

выпрямляется с подъемом на носки и т. д.

Упражнение на устойчивость внимания:

. Музыка импровизированного характера. Дети идут цепочкой в разных

направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается

на одно колено. Остальные продолжают движение. Снова звучит акцент в музы-

ке, идущий впереди опускается на одно колено. Так продолжается до тех пор,

пока все дети не встанут на одно колено. Затем это упражнение дети

проделывают в обратном порядке, пока все не встанут с колена и не образуется

вновь цепочка.

4

Упражнение на распределение внимания:

. Музыка Д. Кабалевского «Веселое путешествие». Дети (взрослые) стоят в кругу

в кругу и рассчитываются на первый, второй, третий. Первые идут под музыку

по кругу в правую сторону, вторые идут по кругу налево. Третьи стоят на месте

и хлопают в ладоши. Затем движение меняются: вторые идут направо, третьи

налево, первые хлопают. И наконец, третьи идут направо, первые налево,

вторые хлопают.

Упражнение на развитие слухового внимания:

. «Поспи и попляши». (Музыка Т. Ломовой «Игра с куклой».)Дети стоят в кругу,

в кругу, в руках у одного ребенка кукла. Первая часть музыки. На затакте

каждого такта ребенок плавным движением передает куклу своему соседу

справа (слева, который принимает ее на первый счет следующего такта, и

так до конца первой части музыки, которая заканчивается в миноре: кукла

засыпает, ребенок держит ее на руках. Вторая часть музыки: «Колыбельная».

ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, качает ее. После

окончания музыки он занимает свое место в кругу. Третья часть музыки.

Спящая кукла передается по кругу. Музыка оканчивается в мажорной

тональности. Кукла просыпается, ребенок ставит ее вертикально. Четвертая

часть музыки. «Плясовая».Тот, кто последним получит куклу, пляшет с нею

внутри круга, остальные хлопают в ладоши. Повторяется громко четвертая

часть музыки. Дети пляшут, а кукла «хлопает».

Упражнение на развитие речевого внимания:

. «Жуки». Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу-слову «Жуки

летают» разбегаются, затем по сигналу «Жуки упали на спинки и не могут

перевернуться» останавливаются, ложатся на спину и болтают в воздухе

ногами и руками. По сигналу быстро встают.

Игры для развития слухового внимания:

. «Дождик». Задачи: Согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости

от смены характера музыки дети стоят, звучит мелодия «Прогулка»

(муз. Т. Ломовой, дети свободно ходят по всему залу –гуляют. Звучит мелодия

«Пляска» - дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Мелодия

«Дождик». Такты 1-2 дети смотрят вверх и поднимают ладони- ловят капельки

дождя. Такты 3-6 убегают на свои места. Игра повторяется несколько раз,

педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.

5

. «С чем будем играть?». Задачи: Слушать и узнавать знакомую музыку и

двигаться в характере этой музыки, закреплять умение ходить с флажками

энергично, бодро, упражнять в плясовых движениях, выполнять топающий

шаг свободно, уверенно.

Игры на развитие речевого слуха:

. «Слушай и выполняй». Девочкам дают куклы, мальчикам – музыкальные

инструменты: бубны, погремушки, балалайки и пр. звучит мелодия «Прогулка»

(муз. Т. Ломовой). Девочки спокойным шагом идут в парк, затем садятся на

заранее указанные места (у боковой стены комнаты). Звучит мелодия

«Колыбельная»- девочки вслед за педагогом поют колыбельную и покачивают

кукол:

Баю бай, баю бай, Ты поспи, поспи часок

Поскорее засыпай Баю бай, баю бай,

Ты закрой, закрой глазок, Поскорее засыпай

Звучит мелодия «Музыканты». Музыканты идут бодрым шагом, ударяя в бубны

и звеня погремушками. Музыка заканчивается, музыканты садятся на свои места.

Одна из девочек подбегает к ним и просит их сыграть для кукол веселую мелодию

музыканты соглашаются, звучит «Плясовая». Девочки с куклами выбегают на

середину, танцуют. Такты 1-4 девочки приседают, ударяют кукол ножками об

пол «топ-топ, топ-топ». Такты 5-6 поднимают кукол и легко кружатся с ними.

По окончании танца одна из девочек может попросить музыкантов сыграть еще

раз. Здесь можно дать другую танцевальную мелодию, например польку.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений. (Воспитание орального

Праксиса: «Удивились», «Горький лук», и др. ; развитие просодии:»Эхо»,

«Поезд» и др. ; воспитание и развитие темпа и дыхания, развитие фонематического слуха).

Игры на развитие фонематического восприятия:

. «Шмели и Жуки». Дети под спокойную мелодию идут по кругу,затем мелодия

меняется, и шмели с жуками летят на полянку. По сигналу педагога «ш-ш!»

шмели ложатся на спины и быстро машут лапками, жуки продолжают летать

вокруг лежащих шмелей. По сигналу педагога «ж-ж!» теперь жуки ложатся на

спины и машут лапками, а шмели летают вокруг них. Смена команд

повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку шмели и жуки

Улетают с поляны.

6

Игры на развитие артикуляционной моторики:

. «Лошадки». (Музыка М. Раухвергера). Дети стоят в колонне. Они лошадки.

Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают

языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки

останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет

цокать копытами?», двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают

языком. Остальные слушают.

Игры на развитие физиологического дыхания:

. Упражнение с цветами. (музыка А. Жилина «Вальс».) Дети стоят в кругу и

держат в руках по цветку или листику. На такты 1-8 слегка поднимают руки

вперед. На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики вперед-вверх)

Такты 9-16 (и их повторение) : дети поворачиваются направо (налево) и бегут по

кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают

(выдох).

Игры на развитие речевого дыхания:

. Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й,3-й,4-й,

5-й и с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей.

Во время упражнения ритмично произносят текст :

Куры, гуси да ин-дюшки Заку-сили лебе-дой,

1/ 2 1/ 3 1/ 4 1/ 5 1/ 2 1/ 3 1/ 4 1/ 5

Наклевалися пе-трушки, Побе-жали за во-дой.

1/ 2 1/ 3 1/ 4 1/5 1/ 2 1/ 3 1/ 4 1/ 5

То же, левой рукой, затем двумя руками вместе.

Игры на развитие голоса:

. «Ау, Ау».Один ребенок прячется в зале за стульчикоми (за макетом деревца и

и т. д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой или все дети ищут его.

Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:

Я скажу тебе: «Ау!» Где я, где- реши скорей!

Угадай, где я стою. Иль левее, иль правей.

Ты найди меня, найди! Повнимательнее будь,

Здесь я, где-то на пути. Все облазить не забудь.

7

. «Эхо» дети под медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают

ягоды, грибы. Одна группа детей уходит в один конец зала, другая-

в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной.

Первая группа детей громко произносит : «Ау- ау –ау!». Вторая отвечает

ей тихо: «Ау- ау- ау», под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы

встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.

Игры на четкое проговаривание согласных звуков:

. «Поезд с арбузами». Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а

затем педагогу. «Погрузка» арбузов на поезд. Затем дети под круговые

движения рук говорят: «Чу-чу-чу!». Поезд движется под музыку. С пре-

кращением музыки движение заканчивается. Дети произносят: «Ш -ш- ш!»

Начинается выгрузка арбузов с теми же движениями, что и при погрузке. и т. д.

Речевой материал подбирается логопедом в зависимости от того, какой звук надо

ввести в речь. В процессе дифференциации используется разнообразный материал.

Проводятся игры на развитие фонематического слуха типо «кто внимательный?».

дети под музыку идут по кругу, педагог называет звуки, дети хлопком в ладоши

выделяют нужный звук. Педагог называет слоги, дети выделяют нужный слог, хлопают в ладоши два раза. На правильно выделенное слово из ряда других дети приседают.

Для развития дикции и закрепления звуков проводятся игры, включающие речевой материал с оппозиционными звуками.

. «Трубочист». Дети стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы

чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз и крепко сжаты кисти». При этом дети

производят следующие движения: поднимают руки вверх, затем сгибают их в

локтях, сжимают кисти в кулак и с силой опускают руки вниз.

. «Болото». Дети образуют две группы: «журавли» и «лягушки». Посередине круг

- это «болото». Лягушки поют: «Лягушечки - квакушечки по бережку гуляют.

Комариков-судариков и мошек собирают». Им отвечает хор журавлей: «Журавлики – кораблики летят под небесами, все серые и белые и с длинными

носами. Лягушечки- квакушечки, коль живы быть хотите, то поскорей от

журавлей в болото уходите». Услышав пение журавлей, лягушки на корточках

скачут в болото. По окончании пения журавли прыгают, размахивают

крыльями- ловят тех лягушек, которые не успели прыгнуть в болото.

Пойманные лягушки выходят из игры.

3. Использование фольклорных произведений.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста Обучение детей художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Изобразительная деятельность.

Использование технологии художественно-эстетического развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование цветового игротренинга в работе с детьми дошкольного возраста Работаю педагогом-психологом в детском саду с 1997 года. На протяжении многих лет применяю в своей практической деятельности технологию.

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных.

Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста СЛАЙД №1 Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Сказки, сказки, сказочки… Почему их так любят дети и взрослые? Почему их до сих пор читаю я? Когда мои старшие дети: дочь и сын были маленькими,.

Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми старшего дошкольного возрастаконкурсная работа Работа выполнена.

Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Маг, что придумал бумагу цветную.

Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией .

Стихотворные тексты в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Мне хотелось бы представить стихотворные тексты собственного сочинения для автоматизации имён прилагательных в самостоятельной речи детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июня 2017 в 19:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД