Получи документы

Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников (2 фото)

Наталья Крысова
Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников

В последние годы особенно интенсивно развиваются пути приложения нейропсихологических знаний к решению проблем массовой школы. Среди них важное место занимает проблема готовности к школьному обучению. Как показывает практика, недостаточная нейропсихологическая готовность ребенка к школе выступает в качестве одного из значимых факторов дезадаптации учащихся.

Вместе с тем по разным данным в настоящее время нужного уровня готовности к школьному обучению достигают не все дети старшего дошкольного возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из актуальных.

Публикация «Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников» размещена в разделах

Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением, т. к. у таких детей нарушена дисфункция межанализаторных связей, проявляющаяся в слабости слухо-зрительно-двигательных координаций.

Целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников, с нарушением речевого развития, возможно средствами логоритмических игр и упражнений.

В этой связи возникла идея провести комплексную работу в этом направлении. В основе деятельности по развитию слухо-зрительно-двигательной координации положены принципы:

- систематичности (систематизированное изложение материала);

- доступности;

- определенной последовательности формирования и предъявления материала;

- постепенное усложнение упражнений;

- наглядности;

- дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его моторного развития и возрастных особенностей.

Ведущей идеей опыта было создание оптимальных условий для развития слухо-зрительно-двигательной координации в музыкальной деятельности.

Логоритмические упражнения и игры опираются на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Цель использования данных игр и упражнений – это преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – успешная адаптация в школе.

Формируя и развивая у детей двигательные способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаем базу, основу для воспитания речи, устранения речевых нарушений.

Следовательно, логоримическое воздействие на детей с речевыми нарушениями должно проходить в рамках как коррекционного, так и формирующего обучения, которое не исправляет, а ускоряет формирование отставших от возрастной нормы некоторых функций или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, динамических упражнений, игр-ритмизаций и т. д.

В представленном опыте работы изложена методика реализации цели и раскрыты следующие пути развития слухо-зрительно-двигательной координации:

1. Игры – ритмизации.

Подбираются стихотворения, потешки, попевки, с учетом коррекционной направленности. Затем на них накладываются движения, которые соотносятся с ритмом речи.

Педагог читает весь текст, показывает детям, какие движения следует выполнять под конкретные слова текста. Затем эти движения повторяются вместе с детьми.

2. Динамические упражнения.

Включают в себя: различные виды ходьбы, перестроений, бега в разных направлениях под музыку. Кроме отработки основных видов движений дети учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать действия в коллективе.

Педагог читает текст, дети выполняют заданные движения. В старших группах дети одновременно с движениями сами могут произносить текст.

3. Массаж лица, тела, ног.

Имеют оздоровительную направленность. Педагог читает стихотворный текст и выполняет определенные движения (растирание, поколачивание, поглаживание, постукивание биологически активных зон). Дети повторяют по показу.

4. Пальчиковые игры или массаж пальцев.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца на сердце. А в целом пальчиковые игры готовят руку ребенка к письму.

Движения в играх с пальцами можно выполнять: ведущей рукой, противоположной рукой, обеими вместе.

5. Уражнения на развитие певческого дыхания и голоса.

Используемые в опыте работы упражнения основаны на методе Б. Толкачева (озвученный выдох, звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова.

6. Гимнастика для глаз.

Включая в работу гимнастику для глаз, на начальном этапе следует подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову. После усвоения детьми основных приемов выполнения упражнений, можно использовать не только предметы, но и электронные видео игры для глаз.

7. Подвижные игры.

Использование подвижных игр способствовало координации слова и музыкально-ритмических движений, умению различать части музыки, силу звука, темп, что немаловажно в развитии речи дошкольника.

Данная работа осуществлялась в следующих видах деятельности:

на музыкальных занятиях с элементами логоритмики;

на праздниках и развлечениях;

в индивидуальной работе.

К опыту прилагается большой практический материал: диагностический материал; перспективный план музыкальных занятий с использованием логоритмических игр и упражнений на среднюю, старшую группы; конспекты занятий; примерные мероприятия (игры-ритмизации, упражнения на дыхание, гимнастика для глаз, динамические упражнения, массажи, пальчиковая гимнастика, подвижные игры) на основе лексических тем ДОУ.

Предпринятая попытка, использовать логоритмические игры и упражнения,как средство для коррекции речи позволила :

Развить слуховое внимание.

Развить музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух.

Развить фонематический слух.

Развить пространственную организацию движений.

Развить общую и тонкую моторику.

Воспитать переключаемость с одного поля деятельности на другое.

Развить физиологическое и фонационное дыхание.

Развить певческий диапазон голоса.

Развить речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.

Воспитать связь между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.

Сформировать и закрепить навык правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Успешность данной работы заключилась в тесном сотрудничестве всех специалистов ДОУ (учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, воспитателя). Такая комплексная работа не только обеспечивает предупреждение речевых нарушений у детей, но и благоприятно влияет на весь организм ребенка, способствуя развитию его личности в целом и дальнейшему успешному обучению в школе.

Список используемой литературы :

1. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ 5-7 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2006.-144с.

2. Кузнецова Е. «Логопедическая ритмика» в играх и упражнениях для детей с тяжелым нарушением речи. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 128с.

3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2003.-192с.

4. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. – М. : ТЦ Сфера, 2004.-144с.

5. Исаева С. И. Физкультурные минутки в начальной школе. – М. : Айрис-пресс, 2004.-48с.

6. Касицына М. А., Бородина И. Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 216с.

Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников
Фото №1 В последние годы особенно интенсивно развиваются пути приложения нейропсихологических знаний к решению проблем массовой школы
Публикации по теме:

Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе Ещё И. М. Сеченов говорил о том, что «всякое ощущение по природе смешанное», что к нему «обязательно примешивается мышечное ощущение,.

Консультация «Использование современных компьютерных технологий на музыкальных занятиях» Уважаемые гости мы рады вас приветствовать на методическом объединении музыкальных руководителей. Тема методического объединения: использование.

Театрализованная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников Автор. Визитка. Воспитатель коррекционной группы Мишустина Ирина Васильевна, педагогический стаж – 27 лет. Кредо: лучшее средство воспитания.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование физических упражнений и игр для коррекции зрительных отклонений Различные системы тренинга зрения, а также вспомогательные общеукрепляющие корригирующие упражнения занимают особое место. Еще в древние.

Использование фольклора на музыкальных занятиях Использование фольклора на музыкальных занятиях Как мы можем объяснить маленькому ребёнку, что такое Родина? Родина -это семья,город,.

Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду Сегодня здоровье детей (физическое, психическое, нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России. Статистика.

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Продолжение Продолжение. http://www.maam.ru/users/gtsaeo Я часто применяю игровой показ песни, отхожу от традиционного варианта пения, когда дети вынуждены.

Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое.

Применение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыкиПрименение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 20:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД