Использование малых фольклорных жанров в работе с дошкольниками в режимные моменты

Татьяна Луговая
Использование малых фольклорных жанров в работе с дошкольниками в режимные моменты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

В МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППАХ.

Вид деятель-ности Произведение Цель использова-ния

1 2 3

Приём детей (новые дети) «Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий».

«Красные кафтанчики,

синие карманчики.

На дубу они сидят, меж собою

говорят всё про Галечку,

всё про маленьку».

«Наша доченька в дому,

Что оладышек в меду,

Красно яблочко в саду».

«Не плачь, не плачь –куплю калач,

не плачь дорогой, - куплю другой,

не плачь, не кричи – куплю тебе три». Установление эмо-ционального кон-такта, эмоциональ-ного общения меж-ду взрослым и ма-лышом, отвлечь ре-бёнка от грустных мыслей.

Утренняя гимнастика (младшая группа) «Большие ноги шли по дороге:

то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!

«Заинька походи, серенький походи,

Вот так, вот сяк походи.

Заинька, подбодрись,

серенький, подбодрись,

вот так, вот сяк, подбодрись.»

«Заяц Егорка свалился в ведёрко.

Бегите под горку, спасайте Егорку!» Учить выполнять физкультурные движения, упраж-нения в игровой форме.

Игры в ут-ренние часы. «По кочкам, по кочкам,

по маленьким дорожкам,

В ямку – бух! – провалился петух»

«Этот пальчик – дедка,

Этот пальчик – бабка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

А вот этот – наш малыш, и зовут его Денис». Исполнять неслож-ные движения с иг-рушкой, сопровож-дая игру словами.

Развитие мелкой моторики рук, речи детей.

1 2 3

«Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!»

С куклами:

«Катя, Катя, маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дорожке,

Топни, Катя, ножкой!»

«Ротик – клюковка,

Носик – пуговка,

Глазки – луковка,

Дочка моя – куколка!» Умение выполнять прыжки, развивать речь.

Учить выполнять в игре несложные действия с куклой, сопровождая их текстом.

Развивать речь.

Мытьё рук перед едой. «Из колодца принесла курица водицы,

И ребята всей гурьбой побежали мыть-ся».

«Чистая водичка моет Вове личико,

Томочке – ладошки, а пальчики - Антош-ке».

«Мыли мылом ушки,

мыли мылом ручки,

вот такие ладушки,

Ладушки – ладошки».

«Водичка, водичка,

умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки краснели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок».

«Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

маме улыбаемся». Привитие культур-но-гигиенических навыков – мытьё рук, лица перед едой.

Принятие

пищи. «У нас много ребят,

Все по стульчикам сидят,

Кашу маслену едят».

«Кашу с маслицем сварю

Да и Сашу накормлю».

«Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,

Кто кашу не ест, Молоко не пьёт -

Забодает, забодает». Создать настрой на приём пищи, успо-коить детей перед едой.

1 2 3

«Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

мягкую, душистую».

«Дубы, дубочки, пеку блиночки,

Блиночки горячи,

не хотят сидеть в печи.

Блиночки румяные, с маслицем,

сметаною»

«Щи, да каша.

Пища наша».

«Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою,

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком».

Занятие. «Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках».

Коза-хлопота

День-деньской занята:

Ей – травы нащипать,

Ей – на речку бежать,

Ей – козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

их с собой не унесла».

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок

Через тёмный лесок,

Через лес за реку

Покричи «ку-ка-ре-ку!».

Как у наших у ворот

Петух зёрнышки клюёт, Расширять знания о домашних живот-ных, активизиро-вать словарь.

Расширять знания о домашних жи-вотных (коза и коз-лята) и диких жи-вотных (волк, мед-ведь, лиса); разви-вать речь детей.

Знакомство с фольклорными произведениями, в которых рассказы-вается о петушке, курочке. цыплятах. Обогащать речь словами и строчка-ми из стихов.

1 2 3

Петух зёрнышки клюёт,

К себе курочку зовёт!

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!»

«-Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

- пи-пи-пи,

пи-пи-пи!».

Одевание на прогулку. «Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка».

«Раз, два, три,

Четыре. Пять,

Собираемся гулять».

«Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький».

«Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая». Закреплять названия одежды, дать уста-новку на одевание на улицу, развивать речь.

На прогулке. «Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого».

«Сел комарик под кусточек,

На еловый на пенёчек,

Свесил ножки под листочек,

Спрятался!». Знакомство с насеко-мыми, их характер-ными особенностями.

1 2 3

«Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепёшки!».

«Пчёлы гудят –

В поле летят.

С поля идут –

Медок несут».

«Уж ты, зимушка-зима,

Закурила да замела

Все дорожки, все лужки;

Негде Сонечке пройти».

«Иди, весна, иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай

В наш край!»

«Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти,

Дай капустке подрасти!».

«Ах, ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай дождичка,

Дай нам вёдрышка,

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко-колоколышко!».

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые».

«Чики, чики, кички,

Березовы лычки!

Летели две птички.

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились».

Знакомство с време-нами года, природ-ными явлениями.

Развиваем речь, па-мять, образное мыш-ление.

С птицами, живот-ными, отличитель-ными чертами, харак-терными особенно-стями, развиваем речь, память.

Характерными осо-бенностями развива-ем речь, память.

1 2 3

«-Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу, весну красну».

«Гуля, гуля – голубок,

Гуля сизенький,

Сизокрыленький,

Всем миленький».

«Летел кулик

Из-за моря,

Принёс кулик

Девять замков.

«Кулик, кулик!

Замыкай зиму,

Отпирай весну –

тёплое лето».

«Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Во серебряную.

Труба точёная, позолоченная,

Песня ладная, сказка складная».

Укладывание спать, сон, поднимание после сна. «Спи, усни,

детка Андрюшенька,

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят».

«Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать».

«Глазкам спать давно пора,

Ждёт тебя кроватка,

Спи, Ванюша, сладко».

«А лес-то спит,

И река-то спит,

Ходит сон у окон,

Оле спать велит». Успокоить ребёнка, навеять дрёму, сон-ное состояние.

1 2 3

«Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку,

Засыпай, бай-бай».

«Ночь прошла,

Темноту увела,

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька,

Открыла ставеньку:

«Здравствуй, солнышко –

Колоколышко!».

«Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Поднимайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка».

«Тяги, тяги, потягушеньки,

На дочку порастушеньки,

Ты расти здоровая во всё времечко,

Как пшеничное тестечко».

«Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся».

Спокойное, посте-пенное просыпание, настроить ребёнка на хорошее настроение.

Закреплять навык приводить себя в по-рядок после сна.

`

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ.

Вид

деятельности Произведение Цель использования

1 2 3

Приём детей (на улице; труд на уча-стке) «Уродись репка,

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос».

«Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице». (Морковь).

«Сто одёжек,

И все без застёжек». (Капуста).

«Пчела мала,

А и та работает». (Пословица).

«В большом деле

И малая помощь дорога». Поливая огород (репу, использовать приговор-ку – развивать речь, умение использовать художественное слово.

Расширять знания об овощах, посаженных на огороде.

Используя пословицы, дать детям понять, что в большой работе и ма-лый вклад важен.

Занятия. «- Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломотину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

Вынимайте пятачки!

По копеечке давайте

колядовщикам!

«Коляда, коляда,

А бывает коляда

накануне рождества!

Коляда пришла –

Рождество принесла!»

«Масленица, масленица!

Широкая масленица!

Гостья нагостилась,

С зимушкой простилась,

С крыши капели-

Грачи прилетели,

воробьи чирикают,

Они весну кликают

Кончилось весельеце. ,

Беритесь за дельце,

Готовьте сошеньку –

Выехать на пашеньку! Знакомство детей с рус-скими народными тра-дициями, бытом, хри-стианскими праздника-ми.

Развивать речь, активи-зировать словарь.

Приобщать детей к рус-ской культуре.

1 2 3

Игровая

деятельность:

Сюжетно - ро-левые игры: «Баю-баюшки-баю,

Баю Лизоньку мою,

Когда вырастешь большая,

Будешь в школу ты ходить,

Будешь в школу ты ходить,

Книжки в сумочке носить».

«Люли-люле-люленьки,

Где вы, где вы гуленьки,

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли-люле-люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели в изголовьице:

- Спи-ка на здоровьице!» Развивать речь, умение общаться с игрушкой, укладывать её спать; развивать эмоциональ-ное общение.

Игры, хорово-ды, подвиж-ные. «Барашеньки-крутороженьки,

По дворам ходили,

по долам бродили,

в скрипочку играли,

Ваню потешали:

- Ваня, Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд

И поехал в огород».

«- Бояре,

А мы к вам пришли,

Молодые,

А мы к вам пришли…

Бояре, отворяйте ворота,

Принимайте нашу девку

навсегда». Учить играть в игры с текстом, выполнять движения, согласно сло-вам развивать речь.

Продолжать знакомство с русскими народными играми с текстовым со-провождением.

1 2 3

Считалки. «Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел месяц погулять,

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна».

«На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

и честных людей».

«Куба, куба, кубака,.

Больно ямка глубока,

Там мышки сидят,

Все на солнышко глядят.

И считают: раз, два, три –

В этот счёт выходишь ты!». Закрепление счёта, учить распределять свои роли с помощью счита-лок, развивать речь, слух, ритм.

Прогулка. «Иди, весна, иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!»

«Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще,

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей».

«Много мошек, готовь для ягод

Побольше лукошек!

Много комаров,

Припасай короба для грибов!

Что летом соберёшь –

С тем и зиму проведёшь!».

«Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,

принеси нам хлеба,

чёрного и белого,

только не горелого». Учимся делать логиче-ские выводы, использу-ем народные заклички, отмечая явления приро-ды.

Знакомство с народны-ми приметами, развитие памяти, внимания.

Закрепление знаний о насекомых.

1 2 3

Индивидуальная работа по разви-тию речи (ско-роговорки). «Бежит лиса по шесточку:

- лизни, лизни, лиса песочку!».

«Маленькая болтунья, молоко болтала, болтала, да не выбол-тала».

«От топота копыт пыль по по-лю летит».

«Сыворотка из-под простоква-ши». Добиваться чёткого произношения всех звуков русского алфа-вита, развивать речь.

Творчество де-тей (небылицы). «Курочка-ряба

Всё овёс толкла,

Просо сеяла,

Горох веяла».

«Богат Ермошка –

У него собака да кошка…

…Вымела избушку,

Положила голичок.

- Ляг, голичок,

Под порог на бочок!».

«Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой,

От конька – горбунка

И медведя плясуна …

… Знай,

Медведю кричит:

- Давай вправо,

Давай влево,

А теперь вот напрямик!». Развивать фантазию, мышление, учить по-нимать юмор, шутку, побуждать сочинять свои небылицы.

Публикации по теме:

Презентация праздника «Яблочный спас — 2012»Презентация праздника «Яблочный спас — 2012» 20 августа в нашем детском саду прошел праздник "Яблочный спас" Цели проведения праздника: формировать чувство причастности к истории.

Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанровРазвитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров Тема «Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров» выбрана мной в связи с ее актуальностью в современных условиях.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование малых фольклорных жанров в работе с дошкольниками в режимные моменты
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 16:33
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...