МААМ-картинки

Использование малых стихотворных форм и сюжетных игр в физическом развитии детей раннего возраста

Ольга Николаевна Зеленевская
Использование малых стихотворных форм и сюжетных игр в физическом развитии детей раннего возраста

Севостьянова Галина Петровна, Зеленевская Ольга Николаевна

ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов

Особые условия жизни – отсутствие близких людей, дефицит получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе, недостаточное общение с взрослыми – все это влияет на поведение, формирование двигательных умений, эмоциональное и речевое развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка. Нарушения координации движений, отсутствие ловкости, задержка в развитии мелкой моторики, замедленное развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения, – неспособность переносить освоенное и виденное раннее в самостоятельную деятельность ведет к нарушениям в развитии игровых действий и игры в целом. Игра – ведущий вид деятельности детей раннего возраста. В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Педагоги нашего учреждения, занимаясь по различным направлениям (физическому, сенсорному, речевому и др.) в воспитании и развитии детей раннего возраста, зачастую сталкиваются с проблемой поиска необходимых, а иногда и специфичных игровых средств, приемов для формирования или корригирования той или иной функции организма ребенка, поддержания интереса малышей к предлагаемой деятельности.

Публикация «Использование малых стихотворных форм и сюжетных игр в физическом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах

Многолетний опыт работы и наблюдения за детьми, воспитывающимися в нашем учреждении и имеющими те или иные отклонения в развитии, показал целесообразность и эффективность использования таких игровых приемов, как малые стихотворные формы и сюжетная игра в физическом развитии. Предлагаемая игровая форма имеет свои особенности и зарекомендовала себя на итоговых комплексных занятиях, физкультурных развлечениях и спортивных праздниках.

Вся деятельность основана на игровом сюжете игры-путешествия, например, «В гости к зверятам», «Путешествие в лес», «Едем на машине» и др. К каждому сюжету подбираются задачи, средства и методические приемы обучения и готовятся стихотворные тексты и рифмовки, которые педагог читает наизусть. Текст соответствует не только сюжету, но и тем движениям, которые мы планируем показать или закрепить у детей. В содержание включаются стихи детских писателей, считалки, поговорки, а также рифмовки, стишки собственного сочинения: «Вот у нас в руках морковки, продолжаем тренировки!» или «Зайка к деткам прискакал, возле Коли прыгать стал, прыг-скок, прыг-скок, догони меня, дружок!» и т. п.

Рассмотрим на примере конкретного занятия «В гости к Зайке» возможность использования указанного выше игрового приема.

Во вводной части физкультурного занятия текст решает не только коррекционно-развивающие задачи (коррекция осанки, профилактика плоскостопия, но и психологические (активизирует внимание, вызывает интерес к предлагаемой деятельности или персонажу, создает эмоционально-положительный настрой). Например: «Стоит в поле теремок. Вот дорожка к нему ведет. Кто, кто в теремочке живет?» Дети идут по коррекционной дорожке, по ребристой доске. Побуждаем детей к действию – конкретно, к правильной ходьбе, с соблюдением осанки. Далее у педагога в руках появляется сюжетный персонаж – мягкая игрушка Зайка, к голове которой пришита резиночка. Педагог, двигая игрушкой вверх-вниз за резинку, привлекает внимание детей, вызывает улыбку и речевые реакции.

В основной части – стихотворный текст выполняет несколько функций:

1) помогает формированию психических процессов и воздействует на общую моторику –

«Ручки все мы поднимаем

а потом их опускаем,

хлопнем мы над головой,

спрячем ручки за спиной»

2) способствует формированию слухового восприятия, звуковой культуры речи; дети чувствуют темп, ритм и мелодику языка; некоторые могут запомнить и повторять слова из текста – «Раз – присядка, два – прыжок и опять присядка, а потом опять прыжок – заячья зарядка!»;

3) является организатором одной из форм активного отдыха детей, дает установку на предстоящую деятельность;

4) является хорошим стимулом для проявления эмоциональных качеств;

5) облегчает формирование двигательных навыков – «Чтоб до зайки нам дойти, надо мостик перейти»

В зависимости от поставленных коррекционно-развивающих задач и планируемых основных видов движений мы используем игру «Угадай-ка!» (первоначальное представление о движении). Педагог показывает имитационное движение и говорит: «Кто так прыгает, угадай-ка?. (говорит сам или ответ детей) Зайка!». Побуждаем детей попрыгать вместе с Зайкой. Игра проводится с целью осознанности выполнения двигательного элемента. Затем – игра «Повторяй-ка» (совершенствование навыка) : «Вот как прыгает наш Зайка, ну, скорее повторяй-ка!» Педагог дает задание на выполнение прыжков с продвижением вперед и осуществляет контроль над качеством выполнения упражнения, активизируется внимание на конечный результат. Игра «Поиграй-ка» закрепляет двигательные навыки. В данном случае педагог предлагаем детям попрыгать с продвижением вперед по плоскостным коврикам и собрать морковку.

«Вышли зайки в огород!

Вот морковка здесь растет,

Ты морковку собери

и в корзинку отнеси.

Поскорей, бери, неси!»

В заключительной части данного занятия стихотворная форма помогает подготовить детей к его завершению и плавному переходу к другому виду деятельности: «До свиданья, Зайка! Ждем тебя опять, будем мы с тобою бегать и играть!» Далее выполняется спокойная ходьба с дыхательными упражнениями:

Мы немножко отдохнем,

Друг за другом все пойдем.

Будем медленно дышать,

Ручки кверху поднимать.

Раз-два, раз-два, - отдыхает детвора»

Познавательный материал (имитация движений животных, птиц, насекомых, сказочных персонажей, а также комплексные задания («пройти по дорожке и принести только одну морковку») используемые на занятии по физическому развитию в сочетании с малыми стихотворными формами и сюжетной игрой расширяют кругозор ребенка, обогащают его представления о явлениях природы и быта. Использование малых стихотворных форм и сюжетной игры в физическом развитии детей раннего возраста создает условия и имеет все возможности для решения педагогических и коррекционных задач. Это является важным шагом к повседневному, непроизвольному росту интереса у детей к культуре физического развития.

Л и т е р а т у р а

1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. : Просвещение, 1983 г.

2. Доскин В. А., Макарова З. С. Реабилитация детей Домах ребенка. М. : Владос-Пресс, 2007г

3. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей М. : Просвещение, 1987г.

4. Синкевич Е. А., Большева Т. В. Физкультура для малышей. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005г.

5. Тонкова-Ямпольская Р. В. и др. Оздоровительная и воспитательная работа в Доме ребенка М. : Просвещение, 1989г.

Публикации по теме:

Формирование речевых способностей детей раннего возраста средствами малых форм фольклораФормирование речевых способностей детей раннего возраста средствами малых форм фольклора .

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 216 город Уфа Республика Башкортостан «Использование.

Использование хакасской игры «Хазых» в физическом развитии детей дошкольного возраста Использование хакасской игры «Хазых» в физическом развитии дошкольного возраста. С древнейших времен и по сей день, люди играли и играют.

Использование игр в развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Легкость,.

Использование малых фольклорных форм в целях развития инициативы Использование малых фольклорных форм в целях развития инициативы Фольклор в переводе с английского означает – народная мудрость. «Начало.

Использование разнообразных мячей в физическом развитии дошкольника Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №15 «Дружба» г. Новокубанска, муниципального образования Новокубанский.

Применение малых фольклорных форм в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста детей занимались А. П. Илькова Н. П. Кузьмина, Н. И. Политова, А. В. Соболева Воздействие фольклора на психическое развитие детей раннего возраста.

Проект в старшей группе «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Огромный поток заимствованных терминов из иностранных языков, ворвался в жизнь не только взрослых, но и детей, что угрожает красивому, живому.

Статья на тему: Использование нетрадиционных форм в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. В жизни каждой семьи и в жизни воспитателя наступает однажды радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом.

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста при формировании к-г навыков Программное содержание: - в доступной форме, через использование УНТ, учить детей проявлять уважение к своему здоровью; учить видеть недостатки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых стихотворных форм и сюжетных игр в физическом развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 11:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД