МААМ-картинки

Использование проекта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по приобщению к истокам русской культуры

Ирина Скрыпник
Использование проекта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по приобщению к истокам русской культуры

Родная культура – неотъемлемая часть души

ребенка, начало, порождающее личность.

Дмитрий Лихачев

В МКДОУ «Детский сад № 325 компенсирующего вида города Новосибирска» и, в частности, в нашей группе «Мишутка» довольно успешно используется такой современный метод работы дошкольного образования как проектирование. Исходя из опыта реализации различных проектов (исследовательских, продуктивных, творческих, мы пришли к выводу, что метод проекта – это не просто дань моде, а интересный и эффективный метод, который направлен на развитие детской самостоятельности, активности, любознательности, развивает у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, позволяет вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Публикация «Использование проекта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по приобщению к истокам русской культуры» размещена в разделах

В переводе с греческого слово «проект» – это путь исследования. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества, навыки партнерского взаимодействия. Это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей.

Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.

Сущность метода проекта заключается в том, что ребенок в процессе его реализации осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе жизненных проблем.

В 2016/17 учебном году в подготовительной группе «Мишутка» был реализован долгосрочный педагогический проект по приобщению детей к русской культуре «Бабушкин сундук».Реализация проекта направленана воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве.

Участниками данного проекта являются дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Родители наших детей заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере. Поэтому сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей русского народ, отечественных традициях и праздниках.

Система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения и эмоциональные переживания.

На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками, донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.

Вначале работы над проектом мы сформулировали проблему:

Знакомы ли наши дети и родители с русским народным творчеством, традициями русского народа?

Беседуя с детьми, мы выявили, что дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, заклички, вспомнить потешку или назвать праздник.

Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, но считают, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад, а родители - только помогать в этом. Ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.

Для достижения цели проекта - воспитания у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям семьи, к народным играм определили следующие задачи:

Создать развивающую среду в группе, пробуждающую душу ребенка, воспитывающую в нем чувство красоты, любознательности.

Знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной культуры.

Приобщить детей к традициям народной культуры.

Широко использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.)

Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству

Развивать художественный вкус.

Привлечь семьи к участию в образовательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Результат реализации проекта «Бабушкин сундук».

Проект реализовал поставленные задачи. У детей нашей группы отмечается активный интерес к культурным традициям собственного народа, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты. Дети проявляют инициативу, поют частушки, в свободной игровой деятельности отражают полученные знания о культурных традициях семьи.

Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе. 89% родителей с желанием приняли участие в реализации проекта, а также в создании мини-музея народного быта (макет русской избы, сундук с предметами стариной утвари, в мастер – классе по созданию обрядовой куклы «Кукла Анюта на счастье», в изготовлении народных костюмов. Оформлены фотоальбомы, семейные древа: «Наши семьи», выставка «Семейные реликвии». Создана картотека подвижных народных игр и фольклора.

Организованы и проведены праздники: «В гостях у Осенины», театрализованное развлечение «Нет такого дружка – как родная матушка или Лесная сказка», «Ёлочка красавица», «Рождественские колядки», «Богатырская сила», «В гостях у домовёнка Кузи», «Богатырская сила», «Масленица», «Посидим повечерим».

Участие в проекте «Бабушкин сундук» позволило показать свои способности и таланты не только детям, но и их родителям.

Таким образом, проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности необходима для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.

Публикации по теме:

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Красавица рябина» Вот и наступило самое красивое время года осень. Важно то, что осенью всё действительно меняется: ритм жизни, краски природы, приходят новые.

Применение системы адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Применение системы адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Ни для кого не секрет,.

Фотоотчет по приобщению дошкольников к истокам народной культуры в рамках проекта «Секреты бабушкиного сундука»Фотоотчет по приобщению дошкольников к истокам народной культуры в рамках проекта «Секреты бабушкиного сундука» В рамках проекта «Секреты бабушкиного сундука» по приобщению дошкольников к истокам народной культуры было проведено много ярких, самобытных,.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание Эффективные педагогические технологии. Информационные технологии. Мультимедийные презентации. Слайд–шоу. Проектная деятельность.

Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Тема: «Стоит пузачок, блестит бочок…» (Знакомство с самоваром). Возраст детей 3-4 года. Программное содержание: • формирование у детей.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в младшей группе «Стоит пузачок, блестит бочок… Самовар» Оксана Белобородова Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок» Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству (загадкам, сказкам, историям)а так же к народно-прикладному.

Использование лэпбука «России святой старина» в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Методическая разработка "Использование лэпбука "России святой старина" в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры".

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном.

Программа по использованию коллекций в работе с детьми с ограниченными возможностями «Коллекциотерапия» Содержание Пояснительная записка…. 3 Актуальность….4 Цель, задачи…. 4.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проекта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по приобщению к истокам русской культуры
Опубликовано: 19 января 2018 в 10:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД