Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Ольга Протопопова
Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Образование, по мысли английского философа А. Н. Уайнтхеда, это обучение искусству пользоваться знаниями. Современный дошкольник знает много, но лавина информации все растет. Возникает потребность не столько в самой информации, сколько в умении оперировать ею, находить необычные, нестандартные решения проблем, осознавать необходимость естественной смены представлений. Многие теории, явления, факты могут десятилетиями лежать в запасниках памяти, не находя практического применения. Нужен мостик между теоретическими знаниями дошкольников и вариациями их использования. И удачно построить этот мостик можно благодаря методам и приемам ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач была создана и проверена в процессе практического применения известным инженером писателем Г. Альшуллером в результате анализа больших массивов патентной информации и первоначально применялось для решения инженерно-технических проблем. Однако впоследствии она оказалась очень интересна и весьма эффективна для развития творческих способностей дошкольников.

В настоящее время большое внимание в дошкольной педагогике уделяется социализации ребенка в обществе, развитию его творческого потенциала. Это, прежде всего, сформированность коммуникативных способностей креативного мышления, творческих подход к решению проблем, умение адаптироваться к изменениям окружающей среды. Как научить ребенка жить в динамичном, быстро развивающемся мире, как научит его технологии творчества, сформировать черты творческой личности? Над этими вопросами я задумывалась давно и решила в рамках дополнительного образования организовать кружок «Маленькие фантазеры».

Именно такая форма работы по данному направлению как кружок, позволяет решать задачу по развитию творческих способностей детей.

Во-первых, работая с 10 детьми, я имею возможность использования индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (т. е. от простого к сложному). Занятия проходят в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Работа с детьми в рамках кружка рассчитана на два года.

Первый год обучения предполагает изучить следующие темы:

- Противоречия

- Системный оператор

- Метод маленьких человечков

- Ресурсы

- Сочинение загадок

С детьми пятилетнего возраста, учитывая их психофизиологические особенности, обучение, в основном, провожу в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играет направляющую и организующую роль. Продолжительность занятий 20-25 минут.

Второй год обучения предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке, обучение навыку классификации.

В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к изучаемому материалу, возрастает познавательная активность и интерес, детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, образовательная деятельность по ТРИЗ начинает «работать» и в других областях, и в повседневном общении.

Кружковую работу стараюсь организовать таким образом, чтобы она органично вписывалась в естественную жизнь детей, а не носила «академический» характер. В конце познавательной деятельности обязательно подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа. (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным)

Итоги подвожу в самых разнообразных формах

- играх (Интервью, Копилка новостей, Доскажи предложение)

- обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о …., а в следующий раз узнаем еще о)

- продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ.

При этом стараюсь обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание образовательной деятельности с последующими режимными моментами. Также использую на занятиях специальную игрушку – Хрюшу (герой занятия, который «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме познавательной деятельности. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.

Родителей информирую о работе кружка. Готовлю и провожу консультации о том, как проводить индивидуальные познавательные упражнения на любом окружающем материале. Эти упражнения способствуют развивающему общению родителей с детьми.

Работу в кружке я провожу уже с третьим набором группы. Могу с уверенностью сказать, что на предыдущих детях были видны неплохие результаты. Дети стали более самостоятельными и любознательными, сообразительными и умелыми.

Было очень приятно, когда родители приходили в детский сад и говорили о том, что дети успешно прошли тестирование при поступлении в школу. Я думаю, ТРИЗ им в этом помог, ведь основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте - это привить ребенку радость творческих открытий, умение адаптироваться к окружающей среде.

Из всего выше описанного, хочется сделать вывод: жизнь, слава Богу, не стоит на месте. В этом ее драма – в этом же ее исторический оптимизм. Мечта о лучшей доле обычно закладывается в самые сложные, кризисные периоды жизни. Самое время, взаимообщаясь в творческом становлении с новым поколением, укрепить и себя, и детей социальной верой в целесообразность и благоразумие бытия в его движении к человеческому счастью и высшей гармонии.

Наработанные годами приемы и методы технического ТРИЗ могут с успехом использоваться в развитии у детей не только изобретательской смекалки, творческого воображения, но и восстановлении личности как таковой. Казалась бы, далекая от дошкольников теория изобретательской логики становится инструментом для развития их диалектического мышления. С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов.

Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь детям увидеть многогранность окружающего мира, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

Писать и рассказывать о ТРИЗе можно много, но однажды, начав работать по этой методике, уже не представляешь работу по старому, ты видишь, что твоя жизнь и работа играют новыми красками.

Публикации по теме:

«Подготовка к школе. Формирование информационной грамотности». Информация играет важную роль в жизни человека. Используя разные источники, мы находим интересные факты, планируем свой отдых, маршрут до.

Экспериментальная деятельность в детском саду Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2014 в 14:06
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...