Использование методов ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Елена Тришкина
Использование методов ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Каждый маленький художник, творческий человечек творит, чувствует и мыслит по-своему, каждому из них мир открывается по-разному в зависимости от внутреннего состояния, ощущения, эмоциональности. Свою задачу я вижу в побуждении ребёнка к творчеству. Хочется помочь ему преодолеть неуверенность в себе, показать ему всё многообразие творческого процесса, заставить его почувствовать себя изобретателем, архитектором, дизайнером. Детская фантазия не имеет границ, нужно только дать ей толчок.

В ТРИЗ- технологии я использую прием «коллаж» - комбинированные изображения с помощью вспомогательного материала. Обучение технике «коллаж» проходит в несколько этапов:

1. Используются простейшие обрезки бумаги или оракала, на выбор и задание «На что это похоже?»

2. Форма обрезков оракала усложняется, они становятся более фигурными, предлагается задание: «Дорисуй», «Преврати».

3. На одном листе приклеиваются несколько обрезков оракала. Эти обрезки с дорисовкой нужно объединить в один сюжет или рисунок. Нужно дать название рисунку.

4. Сложные по форме наклейки оракала предлагается превратить в конкретный предмет, например: машину (тематическая направленность).

5. Индивидуальные работы детей, объединенные одной темой, размещаются на один формат. /См. Приложение/.

Например: рисование на тему «Автофантазии» (старший, подготовительный возраст).Цель: -дорисовать, превратить обрезки оракала, наклеенные на листок в фантастическую машину. Материал: тёмный лист бумаги, зеркальный золотой и серебристый оракал (обрезки, гелиевые «серебристые» и «золотые» ручки или

Описание приёма:

1)Оракал произвольно наклеиваются на тёмный фон детьми или с помощью воспитателя (можно выбрать готовые заготовки).

2) Превращение зеркального кусочка с помощью гелиевых ручек в блестящий фантастический автомобиль.

3)Дорисовка недостающих деталей, а так же придумывание различных дополнений (водитель, пассажиры, украшения и др.) .

Есть несколько вариантов этого задания: «Архитектурные фантазии», «Чёрные машины на цветном фоне», «Сказочные образы» и др. /См. Приложение/.

Как разновидность техники коллажа использую прием «Заполни трафарет», когда детям предлагается заполнить крупное трафаретное линейное изображение на определенную тему, например: «Эти разные Кошки». Цель: научить детей рисовать кошку в различных позах (сидит, лежит, ест, играет, передавая ее характер, настроение, пушистость и др. Материал: трафареты кошек из оракала, маркеры, лист белого пластика.

Описание приёма:

1) Трафареты кошек, наклеиваются воспитателем на пластиковую поверхность.

2) Дети маркерами дорисовывают недостающие части тела кошек, передают движения, позу кошки (ест, наблюдает, сидит, ловит, придают ей пушистость и окрас. /См. Приложение/.

Один из интересных приёмов ТРИЗ, которые использую в работе с детьми - «кляксография», он помогает развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление. Детям предлагается соотнести бесформенное пятно «кляксу» с предметами окружающего мира.

В средней группе простейшая клякса превращается во что- либо или в кого- либо. С о старшими детьми используется прием, когда клякса раздувается с помощью трубки, появляется фантастическое дерево, букеты сказочных цветов, необычное животное (к кляксам подрисовываются стволы, цветы, хвосты и др.)

В подготовительной группе клякса расплывается по сырому листу, а затем превращается в заданное животное. Например, тема: «Здравствуйте, кошки» (кляксография по-сырому). Цель: превращение мокрого расплывшегося тёмного пятна краски в «живую» кошку. Материал: мокрый лист бумаги, тушь, гуашь, кисти

Описание приёма:

1)Ставится произвольная клякса на мокрый лист бумаги.

2)Расплывшуюся кляксу нужно превратить в кошку, которая лежит, бежит, играет, ест, охотится и др.

3) Корректировка движения с помощью кисти

4) Дорисовка кошке усов, глаз, ушей, хвоста и др.

5) Заполнение пространства (мячик, мышка, бантик и др.)

Для развития творческих способностей детей эффективен приём «оживление», в котором я использую трафареты и шаблоны букв и цифр.

1. В начале дети учатся обводить шаблоны и трафареты букв и цифр, раскрашивать, дорисовывать.

2. Далее им предлагается оживлять, превращать скучные буквы и цифры в интересные образы и предметы, например: «Ш» в паровоз, «А» в человека.

3. Следующий этап - заполнение буквы или цифры красивым узором с помощью графических материалов (фломастеры, гелиевые ручки, карандаши, мелки).

4. Итоговой работой может быть «оживление» шаблонов букв и цифр на заданную тему.

Например, прием «оживления» был использован в рисовании на тему: «Разработка эскиза указателя города Тольятти» (подготовительная группа)

Материал: шаблоны букв, из которых состоит слово Тольятти, гелиевые ручки чёрного цвета, простые карандаши, цветная бумага, белый картон. Цель: отразить в названии города характерные особенности Тольятти с помощью приёма «оживление буквы». Составить из превращённых букв название города

Описание приёма:

1)Готовый шаблон буквы обводится карандашом.

2)Превратить букву во что либо или в кого либо, например: букву О в автомобиль, Т - в многоэтажный дом, И - в мальчика и девочку.

3) Чтобы буква прочитывалась, она обводится толстой линией, все детали дополняются гелиевой ручкой.

4) Внутреннее пространство буквы тоже заполняется рисунком

5) Буквы вырезаются и составляются на тонированном фоне

Проходя разными путями в творчестве всегда можно отыскать новые. Занятия с использованием приемов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом и почувствовать себя творцом.

Публикации по теме:

Консультация «Мальчики и девочки — два разных мира»  (1 часть)Консультация «Мальчики и девочки — два разных мира»  (1 часть) часть 2 часть 3 Существует много теорий о различном воспитании и обучении мальчиков и девочек, их индивидуальности. Существует наука, создателем.

ТестопластикаТестопластика Начиная с момента рождения ребёнок познаёт окружающий его мир, исследует материалы его окружающие и пытается отразить свои впечатления всеми.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование методов ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2014 в 13:30
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...