Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Елена Горбачева
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

ОТЧЁТ о работе методического объединения педагогов дошкольного образования

Односложная речь;Неспособность грамматически правильно построить предложение;Недостаточный словарный запас;Употребление нелитературных слов и выражений;Бедная диалогическая речь;Неспособность построить монолог;Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;Отсутствие навыков культуры речи;Плохая дикция.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью

Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление

Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт

ЗАДАЧИ:

Подобрать и использовать мнемотаблицы, направленные на развитие связной речи детей.

Формировать разговорную (диалогическую) речь детей.

Учить детей слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.

Формировать у детей умение слушать друг друга, не перебивать

Мнемотехника– это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

«ЁЛОЧКА»Перед нами ёлочка:Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики,Зайчики и свечки,Звёзды, человечки. Н. Нищева

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

Давай дружок, смелей дружок,Кати по снегу свой снежок – Он превратится в снежный ком, И станет ком снеговиком, Его улыбка так светла! Два глаза… шляпа… нос… метла…Но солнце припечет слегка – Увы! - и нет снеговика.

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

«БЕЛКА-ШАЛУНИШКА»Скачет белка – шалунишка,Рвет с еловых веток шишки. А потом на землю – прыгИ отыщет боровик. Гриб нанижет на сучок – Подсушись, боровичок!

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

В зимнем небе, сделав круг, Накренились сани вдруг!И с подарками мешокВыпал прямо не снежок!

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

«Помощники весны»Леня с Петей,Взяв лопаты,Помогать пришли весне. Разбивают лед ребятаИ разбрасывают снег. Посмотрел на них с укоромСнеговик из-под ведра:Этак мне придется скороУбираться со двора!

Метод мнемотехники помогает педагогу научить детей составлять рассказы о предметах, объектах или явлениях природы.

Непосредственную образовательную деятельность по мнемотаблицам строили в три этапа. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега распускаются подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из теплых мест возвращаются перелетные птицы.

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли погулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

МНЕМОТАБЛИЦЫ-СХЕМЫ СЛУЖАТ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Мнемотаблицы-схемы

Обогащение словарного запаса

Обучение составлению рассказов

Пересказхудожественной литературы

Отгадывание и загадываниезагадок

Заучиваниестихов

Источники:1. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009. 2. Т. В. Большева «Учимся по сказке» 3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. 4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста. 5. Ткаченко Т. А. использование схем в составлении описательных рассказов. 6. http-skyclipart.ru – detsad.7. http://viki.rdf.ru.8. http://nsportal.ru.9. http://logoburg.com.10. http://logoportal.ru.11. http://www.logoped.ru.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

ispolzovanie-mnemotablic-r-razviti-rechi-detei_lkhlf.ppt | 5614,5 Кб | Скачан: 328
 
Публикации по теме:

Использование дидактических игр, способствующих развитию связной речи детей раннего возраста Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным является умение рассказывать. Малыш может не уметь еще.

Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью.

Использование графического плана в развитии связной речи детей. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные.

Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание текстов,.

Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНРИспользование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Отчет о работе методического объединения по теме «Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Большое влияние.

Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Содержание. Ведение 3 ГлаваI. Обзор методик и научно методической литературы по применению пальчиковых игр для развития мелкой моторики.

Выступление на педагогическом совете «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лето
  • Весна
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 мая 2016 в 12:35
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Секреты эффективного отцовства»
Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в...
Квест посвященный 8 марту: «Как Снеговик весну украл».
Цель: Всестороннее развитие детей по различным направлениям ( физическому, познавательному и социально-коммуникативному) ; Задачи: − создание...
Сценарий для детей подготовительной к школе группы к Дню 8-Марта «Цветочная сказка»
«Цветочная сказка» Сценарий к Дню 8 марта для детей подготовительной группы Под музыку дети заходят в зал. Зал оформлен, как цветочная поляна. 1 ребенок:...
Эксперименты с водой на прогулке в старшей группе.
Уважаемые коллеги! Эксперименты - один из любимых видов деятельности детей. Кому- то из них нравится самостоятельно находить ответы на поставленные...
Анимационный фильм «Веселая Азбука» в технике Пескография (видеоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию последний фильм нашей студии анимации "Веселая Азбука". Напомню, что в рамках проекта...