Использование мнемотехники на логопедических занятиях

Елена Головинова
Использование мнемотехники на логопедических занятиях

Использование мнемотехники на логопедических занятиях

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Но, на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое, так как растет число детей с речевой патологией.

У детей с речевыми нарушениями существуют следующие проблемы:

• Скудный словарный запас

• Неумение согласовывать слова в предложении

• Нарушение звукопроизношения

• У большинства детей нарушено внимание

• Несовершенно логическое мышление

• Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи,

• пересказывать тексты

• не владеют приемами и методами запоминания

• заучивание стихов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

• На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у детей снижается самоконтроль за речью

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.

Один из таких факторов, облегчающие процесс становления речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, я решила попробовать на своих занятиях использовать мнемотехнику.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.

Мнемотехника помогает в развитии:

• связанной речи

• ассоциативного мышления

• зрительной и слуховой памяти

• зрительного и слухового внимания

• воображения

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Как и любая работа, работа с мнемотехникой строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты используем на занятиях как символ предстоящего задания, как символ обозначения звуков для звукового анализа и т. д.

Мнемотаблицы используем для автоматизации звуков на этапе работы со стихотворениями, загадками, скороговорками.

Этапы работы над стихотворением:

• Логопед выразительно читает стихотворение.

• Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

• Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

• Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

• Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

• Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают текст. Этап автоматизации звуков происходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Пересказывать текст с помощью мнемотаблиц ребенку легче. Он видит всех действующих лиц и его внимание концентрируется на правильном построениии предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Элементы мнемотехники помогают научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы в определенной последовательности.

Таким образом, с помощью мнемотехники удается достичь таких результатов:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

• словарный запас выходит на более высокий уровень.

Я считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Используемая литература:

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2005.

2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2000. – 217.

3. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М. : Гном и Д., 2001.

4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 200

5. Сластья Л. Н. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в развитии речи дошкольников.

6. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Прикреплённые файлы:

prezentacija_l4mql.ppt | 15990,5 Кб | Скачан: 239
 
Публикации по теме:

Мнемотаблицы для запоминания стихотворений Данная методическая разработка предоставлена воспитателям в помощь для запоминания стихотворений. При заучивании стихотворений детьми дошкольного.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование мнемотехники на логопедических занятиях
Опубликовано: 5 января 2014 в 20:34
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Моделирование из бумаги с элементами аппликации «Голосистые петушки»
Гуляя по просторам интернета случайно увидела поделки из бумаги среди которых был Петушок, символ 2017 года. Подхватив идею сделала сама...
Фотоотчет по художественному творчеству (лепка) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Формирование трудовых навыков у детей раннего возраста.
Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад. Листья около березы Золотым ковром лежат. Грабли мы скорей возьмем Все листочки соберем. Одним...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...