Использование мнемотехники на логопедических занятиях

Елена Головинова
Использование мнемотехники на логопедических занятиях

Использование мнемотехники на логопедических занятиях

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Но, на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое, так как растет число детей с речевой патологией.

У детей с речевыми нарушениями существуют следующие проблемы:

• Скудный словарный запас

• Неумение согласовывать слова в предложении

• Нарушение звукопроизношения

• У большинства детей нарушено внимание

• Несовершенно логическое мышление

• Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи,

• пересказывать тексты

• не владеют приемами и методами запоминания

• заучивание стихов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

• На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у детей снижается самоконтроль за речью

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.

Один из таких факторов, облегчающие процесс становления речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, я решила попробовать на своих занятиях использовать мнемотехнику.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.

Мнемотехника помогает в развитии:

• связанной речи

• ассоциативного мышления

• зрительной и слуховой памяти

• зрительного и слухового внимания

• воображения

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Как и любая работа, работа с мнемотехникой строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты используем на занятиях как символ предстоящего задания, как символ обозначения звуков для звукового анализа и т. д.

Мнемотаблицы используем для автоматизации звуков на этапе работы со стихотворениями, загадками, скороговорками.

Этапы работы над стихотворением:

• Логопед выразительно читает стихотворение.

• Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

• Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

• Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

• Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

• Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают текст. Этап автоматизации звуков происходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Пересказывать текст с помощью мнемотаблиц ребенку легче. Он видит всех действующих лиц и его внимание концентрируется на правильном построениии предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Элементы мнемотехники помогают научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы в определенной последовательности.

Таким образом, с помощью мнемотехники удается достичь таких результатов:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

• словарный запас выходит на более высокий уровень.

Я считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Используемая литература:

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2005.

2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2000. – 217.

3. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М. : Гном и Д., 2001.

4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 200

5. Сластья Л. Н. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в развитии речи дошкольников.

6. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Прикреплённые файлы:

prezentacija_l4mql.ppt | 15990,5 Кб | Скачан: 273
 
Публикации по теме:

Мнемотаблицы для запоминания стихотворений Данная методическая разработка предоставлена воспитателям в помощь для запоминания стихотворений. При заучивании стихотворений детьми дошкольного.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Домашние животные
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование мнемотехники на логопедических занятиях
Опубликовано: 5 января 2014 в 20:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День открытых дверей «Единство в традициях» (фотоотчет).
14 сентября в нашем детском саду прошел День открытых дверей «Единство в традициях». В такой день, мы – педагоги, показываем родителям ( законным...
Фотоотчет Выставка поделок «Дары природы».
Фотоотчет Выставка поделок "Дары природы". Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. И в садах, и...
Фольклорный праздник, посвященный 80-летию образования Краснодарского края
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК, посвященный 80 -летию образования Краснодарского края и 225-летию со дня освоение казаками кубанских земель. «Ты цвети, моя Кубань,...
История моего села Вязовки
Дорогие коллеги! Я хочу представить вашему вниманию небольшой экскурс в историю моего села, где я родилась, выросла и живу по сей день. Данная информация...
Пластилинография в ДОУ. Мастер-класс.
И снова осень-самое загадочное время. Время перемен и, конечно, поделок. И сегодня я предлагаю вашему вниманию работу "Улетают птицы" в технике...