Папки-передвижки

Использование мнемотехники в развитии памяти и речи дошкольников

Кузнецова Елена
Использование мнемотехники в развитии памяти и речи дошкольников

1 СЛАЙД

Прежде, чем мы начнем говорить о мнемотехнике, хочется немного сказать о памяти. Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания.

2 СЛАЙД

Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

3 СЛАЙД

Публикация «Использование мнемотехники в развитии памяти и речи дошкольников» размещена в разделах

Выделяют 3 вида памяти : наглядно – образную, словесно – логическую и эмоциональную. Наша память многолика. Она бывает кратковременной, и долговременной, а еще её разделяют на механическую, т. е. «зубрежку» и смысловую, которая сводится к осмысленному, запоминанию.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани «мнема».

Нашу память можно сравнивать с домами, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции - культурная. В качестве строительных материалов будем использовать различные способы осмысления, обработки информации. Эти способы начали придумывать еще наши далекие предки. Произнося длинные речи без бумажек, они как бы соотносили каждую часть доклада с какой-либо комнатой, а свой дом все знают и хорошо помнят, таким образом, они являются родоначальниками приема, который сейчас называют мнемотехническим, или мнемотехникой.

И так, мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

4 СЛАЙД

Задачи использования мнемотехники перед Вами на экране.

5 СЛАЙД

Структура мнемотехники такова :

- Мнемоквадраты;

- Мнемодорожки;

- Мнемотаблицы.

Но особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

6 СЛАЙД

Мнемотаблицы используются для :

- обогащения словарного запаса;

- при пересказах художественной литературы;

- при обучении составлению рассказов;

- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

- при отгадывании и загадывании загадок;

7 СЛАЙД

Перед Вами на экране последовательность работы с мнемотаблицами.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы, например: домик —, волк —, медведь — .

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов.

8 СЛАЙД

Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить.

9 СЛАЙД

Например, рассказывая детям сказку «Репку», действие «тянет - потянет» можно показать стрелками.

10 СЛАЙД

Через сказку мы знакомим детей с сезонными явлениями природы.

С этой целью используем обучающие мнемотаблицы «Лето», «Осень», «Зима», «Весна». Ознакомление с характерными особенностями времен года идет через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами мы вводим цветовые буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «3»; весна — зеленая, буква «В». При этом знакомим детей с условными обозначениями характерными для каждого времени года явлений, например: дождь —, снег —, солнце —, дерево —. Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия «Сезон как время года».

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжет ной картине.

11 СЛАЙД

Рассказывание по картине состоит из 3-х этапов:

Они перед Вами на экране

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине.

12 СЛАЙД

Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

• выделение значимых объектов картины;

• рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

• объединение мини-рассказов в единый сюжет.

13 СЛАЙД

Разгадывание загадок – лучшая тренировка для детского ума. Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, торопят, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи : обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются при отгадывании и загадывании загадок. Представленная методика значительно облегчит детям поиск и запоминание слов, а так же позволит детям эффективнее воспринимать, перерабатывать, сохранять и воспроизводить зрительную информацию.

14 СЛАЙД

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

15 СЛАЙД

Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Используя в своей работе мнемотехнику мы пришли к выводу что у детей:

- расширяется круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,

загадок;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

16 СЛАЙД

А сейчас я приглашаю Вас самостоятельно попробовать составить мнемотаблицы к стихам, рассказам, загадкам.

Прикреплённые файлы:

kuznecova-e-s_4992l.pptx | 2538,22 Кб
 
Публикации по теме:

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго.

Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов,.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Содержание и последовательность работы с мнемотаблицами Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольника 1 слайд. Визитная карточка Здравствуйте. Я Коршунова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 119». Тема моей презентации Использование.

Консультация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, она чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Мастер – класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».Авторская разработка: Красноруцкой Марины Александровны Воспитателя.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Составление мнемотаблиц» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Приемы мнемотехники для детей-дошкольников: игры для развития памяти и речи Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Сообщение из опыта работы «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Слайд 1 Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в развитии памяти и речи дошкольников
Опубликовано: 4 марта 2018 в 12:49
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД