«Использование модели для составления описательного рассказа». Консультация для воспитателей

Ирина Федорова
«Использование модели для составления описательного рассказа». Консультация для воспитателей

Пособие по развитию речи

Модель представляет собой лист формата А3, разделённый на сектора (в зависимости от количества характеристик, которые вы будете использовать - в нашем варианте 6 секторов).

В каждом секторе нарисована модель признака (Например,цвет -это 3-4 цветовых пятна и т. д.)

Для удобного использования и долговечности лист рекомендую приклеить на твёрдую основу.

Описание предметов посуды

1.Цвет. В квадрате 3-4 цветовых пятна

2.Форма. Начерчены круг, квадрат и прямоугольник. Если дети уже знакомы с объёмными формами – на листе изображены цилиндр, шар и т. п. Дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.

3.Величина. Нарисованы большой и маленький круг.

4.Материал. На картон приклеены прямоугольные кусочки одинакового размера из фольги, пластмассы и плёнки «под дерево». Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора – материалов, которые трудно изобразить на схеме. Рассматривается также деревянная, металлическая, стеклянная посуда, сравнивается на ощупь, по весу, по извлекаемому звуку и т. п.

5.Части посуды. Изображён чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик и т. д.

6.Действия с посудой. Изображена кисть руки.

Образец рассказа ребёнка.

Это чайник. Он большой, весь белый, а на стенках и на крышке нарисованы красные ветки рябины…и ещё золотая полоска на крышке и на носике. Чайник круглый, пузатый такой. Он большой, в него много воды можно налить,наверно, на 10 человек хватит. Сделан этот чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко,носик, стенки, крышечка, ещё ручка сбоку и ручечка на крышке. В чайник сыплют чай, потом наливают кипяток, а потом разливают в чашки гостям. С этим чайником надо аккуратно…ну…носить его, а то разобьёшь и ещё ноги обожжёшь.

Описание предметов одежды

1.Цвет В квадрате 3-4 цветовых пятна: красное, жёлтое, синее и зелёное.

2.Материал. На картон наклеиваются 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, капрон) одинаковой формы и размера. естественно до составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятия по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы ребята рассмотрели их, потрогали и запомнили названия тканей.

3.Части одежды. Изображён сарафан или костюм. все части которого (воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс и т. д.) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят со всеми частями костюма.

4.Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце, подснежник, жёлтый листок, несколько снежинок, которые соответственно символизируют лето, весну, осень, зиму

5.Для кого предназначена одежда. Символические изображения мужчины, женщины, девочки и мальчика

6.Действия с одеждой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами.

Образец рассказа ребёнка

Это платье красное с белыми горошинками. Оно очень красивое. Оно шерстяное. У платья длинные рукава, красивый кружевной воротник, красивые красные завязочки…и на манжетах кружева. Поясок кожаный с пластмассовой пряжкой…Носить это платье можно и зимой, и весной, и осенью. Ну и летом, когда не жарко. Лучше всего его в гости надевать…Это платье для девочки. А что делать с ним можно? На вешалку вешать, гладить, если помнёшь, а если испачкаешь - постирать.

Описание овощей и фруктов.

1.Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.

2.Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

3.Величина. Изображены 2 окружности разной величины.

4.Твёрдость-мягкость. Изображены кирпич и подушка.

5.Вкус. Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.

6.Место произрастания. Изображены дерево и грядка.

7.Как употребляют в пищу. В квадрате изображены тарелка, вилка, ложка, нож. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи, фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т. п.

8.Гладкость-шероховатость. Изображены пластина и тёрка.

Образец рассказа ребёнка.

Капуста зелёного цвета, круглая. Она бывает очень большая и тяжёлая, а бывает и поменьше. Она твёрдая, на вкус немножко горькая. Капуста растёт на грядке, прямо на самой земле. У неё много одёжек и все без застёжек. А едят капусту сырую, я всегда ем, когда мама суп варит, то есть щи. Ещё из капусты варят борщ, и солят её, и вот ещё солянку из капусты делают. Капуста на ощупь не гладкая, а шероховатая.

Описание игрушек

1.Цвет. В первом квадрате нарисовано 3-4 цветовых пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет-форма.

2.Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не закрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, медведь, луноход и т. п.) , этот пункт в рассказах опускается, а соответственная часть схемы закрывается листом белой бумаги.

3.Величина. В квадрате нарисовано две окружности контрастной величины. Детям напоминают, что характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой-маленький», надо использовать понятия «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий» и т. п.

4.Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево.

5.Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик, то этот пункт в рассказах детей опускается, а на схеме закрывается листком белой бумаги. Причём закрывать нужно только на одном, двух занятиях, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.

6.Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.

Образец рассказа ребёнка

Этот мячик разноцветный, он круглой формы, большой, даже руками не обхватишь…Сделан он из пластмассы и он не такой, как резиновые. Резиновый помягче. Мячик можно бросать вверх и в футбол играть, а ещё катать по земле…а в группе нельзя играть с мячом – стекло разбить можно.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Волшебный парашют»Дидактическое пособие «Волшебный парашют» Дидактическое пособие «Волшебный парашют» Его можно использовать как для сенсорного развития, релаксации, так и развития физических качеств.

Елочка.Елочка. Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу показать изготовление еще одной елочки, которую можно сделать с детьми старшего возраста. Необходимо.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«Использование модели для составления описательного рассказа». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 28 января 2014 в 21:58
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль — март
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март ( В. В. Гербова) Тема недели «Неделя здоровья» Занятие 1 Тема Обучение...