МААМ-картинки

Использование моделирования в Формировании элементарных математических представлений дошкольников (из опыта работы)

Райхан Кашапова
Использование моделирования в Формировании элементарных математических представлений дошкольников (из опыта работы)

Введение

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоции; формирует настоичивость, терпение, творческии потенциал личности. Основная цель занятии математикои – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Публикация «Использование моделирования в Формировании элементарных математических представлений дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

В результате работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуации. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детеи развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Рассматривая развитие математических представлений и форм их осуществления, важно помнить, что первостепенной задачей при воспитании и обучении дошкольников математике является развитие у них познавательной, мыслительной деятельности, интеллекта, а наиболее эффективным средством при этом обучении, по моему мнению, является моделирование.

Работая по данной теме я поставила перед собой цель.

Целью явилось определение роли моделирования в педагогическом процессе ДОУ как части практического метода в математическом обучении дошкольников и этапов этого обучения.

Для достижения целей, я обозначила следующие задачи:

• изучение и анализ психолого-педагогических исследований по проблеме;

определение роли моделирования как метод в математическом обучении дошкольников;

разработка и апробация на практике комплекса математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования;

разработка педагогических рекомендаций для воспитателей ДОУ по проблеме исследования.

Гипотеза исследования: использование моделирования в процессе обучения способствуют повышению уровняэлементарных математических представлении у дошкольников.

Объект – использования моделирования в математическом развитии детей.

Предмет – моделирование и развитие интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Новизна опыта заключается в том, что в работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями.

Основополагающими принципами данного опыта являются :

развитие элементарных математических представлении у дошкольников будет успешным, если:

-учитываются особенности психики ребенка;-учитываются общие особенности детеи;-воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

-используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми. Длился эксперимент один год. В нем участвовали дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Практическая значимость заключалась в подборе апробации методик направленных на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников, я использую следующие инновационные методы и приемы.

Методы исследования:

теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

эмпирические: наблюдение (прямое, косвенное, включенное, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

математические : методы анализа и подсчета результатов, статистическая обработка экспериментальных данных исследования, построение таблиц, диаграмм.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она содержит обзор ранее проводившихся исследований по вопросам моделирования в формировании математических представлений у старших дошкольников, развитие интеллектуальной и мыслительной деятельности, данные эксперимента и его результаты, которые могут быть использованы в практике ДОУ.

В рамках выделенной мной темы, я определила, что применения моделирования как метода математического обучения допустимо и вполне эффективно, что связывается в первую очередь с тем, что мышление дошкольников во многом симулируется развитием сенсорного аппарата ребенка, т. е. первоначально источником знаний детей о действительности является восприятие предметов и явлений окружающего мира через ощущения, которые дают необходимый материал для формирования представлений и понятий. Так, в свою очередь, правильно организуемое восприятие будет являться фактором, формирующим и развивающим сенсорные процессы, что как раз и связывается с возможностью применения моделирования как метода математического обучения.

Особенности использования моделирования в процессе формирования элементарных математических представлении у дошкольников.

Возникает проблема построения для ребенка адекватных моделей изучаемых понятий, а также еще более важная проблема построения системы моделирующих действий ребенка, связанных не только с изучением предлагаемой ему модели, но и позволяющих ребенку самому построить модель этого понятия и через процесс ее построения осознать основные свойства и отношения изучаемых математических объектов. Т. е фактически, такой подход обеспечит формирование и развитие того, что называют математическим мышлением.

В констатирующем эксперименте был составлен ряд заданий, для выявления уровня развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В качестве методов исследования использовались :

- тестирование;

- анализ фактов;

- диагностика;

- занятия;

- практические и экспериментальные действия;

- моделирование;

- игры.

Практическая часть

Методика работы по формированию элементарных математических представлении с помощью моделирования.

В качестве заданий для проведения констатирующего эксперимента были выбраны следующие:

1. Включение в ряд. Задание направлено на установление контакта взрослого с ребенком и выявление у него зрительного восприятия, а именно – ориентировки на величину.

2. Коробка форм. Задание направлено на проверку уровня развития зрительной ориентировки на форму.

3. Конструирование из палочек «Лесенка». Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

4. Групприровка картинок по цвету и форме. Задание направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления, а именно, ориентировку на цвет и форму.

5. Количественные представления и счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане, т. е. уровня развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

По результатам проводимых игр и заданий можно сделать выводы как о развитии навыков предметного моделирования, так и об уровне развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ результатов констатирующего эксперимента предопределил нижеследующий план работы.

Здесь обучение осуществлялось от простого к сложному и в разных видах занятий: практических и экспериментальных действий, непосредственном моделировании, индивидуальной работе, играх. Экспериментальная работа длилась год и проходила преимущественно в свободное от занятий время (без нарушения тематического планирования занятий).

Экспериментальный план занятий по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования.

В процессе проведенной работы можно было отметить интерес детей к моделированию (подобный интерес наблюдался и со стороны родителей, с которыми мы проводили отмеченные выше консультации, беседы).

Некоторые затруднения в работе отмечались на первых порах экспериментальной работы, когда ребята не проявляли большого творчества, фантазии, заинтересованности, что, впрочем, быстро устранилось, в процессе развития событий и возникновения заинтересованности у детей процессом моделирования.

Следовательно, опытно-экспериментальня работа подтвердила правильность составленной нами системы мероприятий, направленной на формирование элементарных математических представлений и использованием метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у воспитанников» Использование развивающей среды, для формирования элементарных математических представлений у воспитанников Математика дает огромные возможности.

Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей) Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлении у дошкольников Математика играет важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта ребенка. Одной из наиболее важных и актуальных.

Из опыта работы «Использование ИКТ в расширении представлений дошкольников о социальной действительности» Использование ИКТ в расширении представлений дошкольников о социальной действительности Практика работы дошкольных образовательных учреждений.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений» Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений.

Мастер-класс для воспитателей «Использование развивающих игр по развитию элементарных математических представлений у детей» Цель: повышение профессионального мастерства воспитателей — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Использование игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Презентация опыта работы по теме: «Использование игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Выполнила:.

Система использования развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у детей младшего возраста. Математическое развитие ребёнка – одна из основных задач в общей системе дошкольного образования. Математика способствует развитию умственных.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Занимательные игровые технологии в формировании математических представлений у дошкольников Требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование моделирования в Формировании элементарных математических представлений дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 7 декабря 2015 в 21:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД