Использование музыки в повседневной жизни детского сада

Валентина Гранина
Использование музыки в повседневной жизни детского сада

1. Роль и место музыки в быту д/ сада.

Музыка в повседневной жизни д/ сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.

Традиционно в д/саду принято выделять 4 формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках.

Форма организации муз. Воспитания в повседневной жизни д/ сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, муз. Руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей.

Возникновение самостоятельной деятельности в д/саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способность переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни д/ сада. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен и для ребенка. Очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы дети могли воплотить свои игровые замыслы в сюжетно- ролевой игре и упражнениях автодидактического типа.

Помимо обучениях во всех его видах к важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушания радиопередач и просмотра телепередач, детских мульт- и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения.

Руководство педагога, взрослого (старший дошкольный возраст) должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей, подсказать, как лучше выполнить задуманное, но не с помощью инструкций или прямого бесцеремонного вмешательства в их действия. Педагог заботится о развитии самостоятельной музыкальной деятельности, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Музыка и физкультура.

Музыка, используемая на физкультурных занятиях, сопровождает движения и благотворно влияет на их качество: выразительность, ритмичность, четкость, плавность, слитность.

Поднятие эмоционального тонуса и улучшение работоспособности организма облегчает выполнение движений. Вместе с тем разнообразное музыкальное сопровождение упражнений обогащает музыкальный опыт ребенка, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.

Физические упражнения под музыку проводятся в д/саду на утренней гимнастике, физкультминутке, физкультурных занятиях. Музыкальное сопровождение дается на музыкальных занятиях при выполнении детьми основных движений (ходьба, бег, прыжки, поскоки, а также общеразвивающих гимнастических упражнений, особенно интересных для детей, когда они выполняют их с предметами.

Музыкальное сопровождение строевых упражнений содействует их согласованности и целенаправленности, соответствия изменениям характеру и формы музыкального произведения.

Каждый вид физических упражнений тщательного подбора музыкальных произведений. Например, в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с медленной ходьбой, для музыкального сопровождения которой берут не только спокойного характера марш, но также вальс и гавот.

Общеразвивающие упражнения разделяют обычно на две основные группы: без предметов и с предметами. Существует классификация по анатомическому признаку: для верхних конечностей и плечевого пояса, нижних конечностей, брюшного пресса и т. д. По характеру их также можно разбить на несколько основных групп и соответственно выделить виды музыкального сопровождения.

Первая группа объединяет упражнения с движениями плавными, с большой амплитудой, круговыми, маховыми, «мельница».

Вторую группу составляют упражнения четкого, динамического характера – это наклоны вперед и в стороны, взмахи руками и ногами, выпады, передвижения шагами, поскоками, а также упражнения с палкой. Музыкальным сопровождением может служить умеренного темпа бодрый марш или жизнерадостный гавот.

Третья группа включает упражнения с четкими, энергичными, с короткой амплитудой движениями: сгибание и разгибание рук и ног, повороты ладоней, вращение руками, пружинящие приседания, быстрые шаги, поскоки, наклоны. Обычно к этой группе относятся упражнения со скакалкой (вращение вперед и назад, построенные из разнообразных прыжков. Музыкальное сопровождение отличается быстрым темпом и большой динамичностью, преимущественно звучит полька.

Музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. Разучивание сложных элементов упражнения проводится без музыки, так как она не способствует сознательному управлению двигательным навыкам. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением, чтобы придать ему большую выразительность.

3. Музыка и развлечения.

Развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания. В практике дошкольных учреждений встречаются разнообразные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми (муз. руководитель, воспитатели и т. д.)

Слушание музыки в группе, организованное для детей в форме небольших концертов, позволяет осуществлять музыкальные воспитательно- образовательные задачи, содействует развитию у детей художественного вкуса, любви к музыке.

Используя для концертов грамзапись, воспитатель имеет возможность познакомить детей с прекрасными образцами народной, классической и современной музыки. Программы концертов должны быть разнообразны. Так, интересны для детей тематические концерты о творчестве композиторов: «Детям о музыке» (П. И. Чайковского, Н. А. Римского- Корсакого и др.)

Ребята с удовольствием слушают фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского- Корсакова, сказку «Петя и волк» С. С. Прокофьева и другие вокальные и инструментальные произведения.

Публикации по теме:

Группа «Кадетский корпус» Так повелось, что традиционный состав группы детского сада - девочки и мальчики. Не так часто можно встретить группу с одними мальчишками.

Презентация к проекту «Использование музыки и сюжета советских и российских мультфильмов на праздниках» Хочу представить вашему вниманию презентацию к проекту "Использование музыки и сюжета советских и российских мультфильмов на занятиях праздниках,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Использование музыки в повседневной жизни детского сада
Опубликовано: 29 марта 2013 в 05:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...
Сценарий осеннего утренника в средней группе «В осеннем лесу»
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ( средняя группа) Дети под осеннюю песенку забегают в зал. Становятся полукругом. Ведущая: Наступила снова Осень, Птицы в теплый край...