МААМ-картинки

Использование наглядно-игрового мнемотехнического пособия «Круглый год» (6 фото)

Игнатьева Ольга
Использование наглядно-игрового мнемотехнического пособия «Круглый год»

Использование наглядно-игрового мнемотехнического пособия "Круглый год" на занятиях по формированию связной речи у дошкольников.

Данная разработка создавалась с целью раскрытия опыта использования авторских наглядно-игровых пособий на занятиях по формированию связной речи.

Пособие «Круглый год» знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года. Ориентировано на дошкольников 4-6 лет. Может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях учителей-логопедов и дефектологов.

Публикация «Использование наглядно-игрового мнемотехнического пособия „Круглый год“» размещена в разделах

Использование наглядно-игрового мнемотехнического пособия «Круглый год»

Пособие состоит из 6 подвижных кубиков (10*10см, закрепленных в деревянной раме. В пособии схематично отражены основные особенности сезонов («Название сезона», «Погода», «Растительный мир», «Животный мир», «Сезонная одежда», «Деятельность человека»)

Пособие многофункционально :

• работа с использованием всех кубов пособия : рассказывание по готовому плану – схеме, поиск несоответствий данному в задании времени года, самостоятельный отбор картинок для описания, сравнительные рассказы о сезонных изменениях.

работа по одному из кубов позволяет составлять рассказы по узким темам: «Приспособления животных к сезонным изменениям в природе», «Жизнь растений».

Инновационный характер пособия заключается в целесообразном слиянии наглядности (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин, плана высказывания (Л. С. Выготский) и практических действий. Действуя с ним, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (кинестетический, визуальный, аудиальный). Данное пособие индивидуализирует коррекционный процесс: позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка в области познания. Используемые в пособии приемы мнемотехники ориентированы на наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

Авторское наглядно – игровое пособие обладает целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять данный материал как в практике педагога, так и в семье:

• доступность переводит учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживает положительный эмоциональный фон на занятиях;

• вариативность использования позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;

• богатство лексического содержания игр создаёт необходимую базу для развития языкового вкуса и чутья, обогащения картины мира и развития мышления воспитанников;

• высокий уровень оформления наглядно - игрового пособия стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления.

Наглядные пособия – это бесценный источник знаний для детей. Ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру.

Варианты игр с использованием наглядно- игрового пособия «Круглый год».

Фото «Круглый год»

«Составление описательного рассказа по опорным картинкам».

Цель: дать детям представления об особенностях климатической зоны проживания, упражнять в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности, формировать представления о причинно-следственных связях и закономерностях в явлениях природы.

Логопед предлагает детям прослушать рассказ о сезоне, по ходу рассказа обращая их внимание на картинки-схемы. После прослушивания предлагает детям объяснить, что обозначает каждая картинка. После декодирования дети составляют рассказ по цепочке, самостоятельно.

ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

С ОПОРОЙ НА ПОСОБИЕ «КРУГЛЫЙ ГОД»

«Весна»

Наступила весна. Весной солнце начинает припекать. На улицах капель. Бегут ручейки, по которым дети пускают кораблики. На деревьях набухают почки, а потом появляются листочки. Расцветают тюльпаны, нарциссы и ещё много разных цветов. Весной прилетают птицы: грачи, ласточки, соловьи. Птицы весной вьют гнезда. Люди надевают весеннюю одежду: легкие куртки, вязаные шапки, резиновые сапоги. Начинаются полевые работы: люди сажают на огородах овощи. Мне нравится весна, потому что весной красиво!

«Зима»

Наступила зима. Зимой день становится короче, а ночь длиннее. Дуют холодные ветры, метут метели. Зимой деревья стоят голые, только зеленеют ели. В лесу жизнь не замирает. Дикие животные охотятся, но медведь и еж впадают в спячку. Люди надевают теплую зимнюю одежду: шубы, валенки, меховые шапки, варежки.

«Осень»

Наступила осень. Выделяют три периода осени: ранняя (кое-где появляются первые желтые листья, золотая осень (все деревья стоят в золотых нарядах, еще тепло, ярко светит солнце, поздняя осень (пасмурно, листья с деревьев облетели, льют холодные нудные дожди). Осенью небо покрыто тяжелыми тучами, идут холодные моросящие дожди. Листья желтеют и облетают. Созревают овощи и фрукты. Звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, меняют шубку. Птицы улетают в теплые края. Пропадают насекомые. Люди надевают осеннюю одежду: куртки, вязаные шапки, резиновые сапоги, перчатки. В лесу люди собирают грибы, делают домашние заготовки (компоты, варенье, соленья).

«Лето»

Наступило лето. Ярко светит солнце, жарко, идут теплые дожди. Всюду зеленая трава, много цветов. На деревьях зеленые листья. В лесу много ягод и грибов: земляника, черника, малина; сыроежки, подберезовики… Летают бабочки, стрекозы, много жуков. Весело поют птицы. Люди носят сарафаны, шорты. Купаются в речке. Играют в песочнице, катаются на велосипедах. Хорошо летом!

«Что изменилось?» проводится после беседы об особенностях какого-либо времени года.

Цель: активизация памяти и речи ребенка, обогащение словарного запаса.

Использование наглядно-игрового мнемотехнического пособия - фото

Логопед переворачивает один или несколько кубиков. Задача детей, угадать, что изменилось и доказать, почему эта картинка не подходит к заданному времени года.

«Когда это бывает?» Варианты игры зависят от коррекционных целей (развитие

зрительного или слухового внимания). В кабинете расставлены сюжетные картины, отражающие времена года.

С пособием действует педагог. В первом варианте педагог закрывает смайликом первую картинку с названием сезона. Глядя на оставшиеся пять кубиков, дети должны догадаться, какое время года загадано и подойти к сюжетной картине, изображающей данный сезон. Рассказать, по каким признакам они выбрали эту картину.

Фото №1 Использование наглядно игрового мнемотехнического пособия Круглый год на занятиях по формированию связной речи у дошкольников

Во втором варианте ведущим является ребенок. Сидя за ширмой, он описывает признаки сезона, опираясь на мнемотехническое пособие. Задача игроков – найти сюжетную картину с изображением загаданного времени года, ориентируясь на услышанное описание.

Фото №2 Данная разработка создавалась с целью раскрытия опыта использования авторских наглядно игровых пособий на занятиях по формированию связной речи

«Составление описательно-повествовательных (творческих) рассказов по заданной теме». Самый сложный тип связных высказываний, требующий синтеза всех ранее усвоенных знаний. Рассказ составляется по узкой теме.

Фото №3 Пособие Круглый год знакомит ребенка с изменениями происходящими в природе и жизни людей в разное время года

Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Времена года». Развитие связной речи, обучение составлению описательно-повествовательных рассказов о временах года (о сезонных изменениях в животном и растительном мире).

Педагог предлагает детям начало истории: Однажды холодной, вьюжной зимой в берлоге родился маленький медвежонок. Всю зиму он грелся около своей мамы, а с первыми лучами солнца…Задача детей, составить рассказ о приключения маленького медвежонка по плану: Летом в лесу. Подготовка к зиме. Опять в берлогу.

Авторские наглядно – игровые пособия были апробированы на базе МБДОУ «Д/с №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» в средней и выпускной группах при обучении связной речи дошкольников с ОНР.

Практическая значимость разработки:

• Возможность применения описываемых наглядно – игровых пособий в практике дошкольного образования в процессе обучения и воспитания дошкольников;

Используемые мнемотехнические приемы позволяют воспитанникам овладевать учебной программой с радостью, с соблюдением требований здоровьесбережения.

• Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает

время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления.

Авторскому пособию «Наглядно-игровые пособия по развитию связной монологической речи у дошкольников с речевым недоразвитием» присвоен гриф «Допущено Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики» в качестве методического пособия для дошкольных образовательных» в качестве методического пособия для дошкольных образовательных учреждений».

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Развитие речиРазвитие речи Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование наглядно-игрового мнемотехнического пособия «Круглый год»
Опубликовано: 10 марта 2012 в 10:56
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД