Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями

Ольга Миронова
Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

В формировании культурно-экологического сознания дошкольника довольно велико значение изучения комнатных растений. Комнатные растения – обязательные обитатели уголков природы наших групп. Их наличие имеет особое значение для детей и взрослых: можно улучшить как психологический климат, так и гигиеническую среду в группе).

Активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей деятельность наблюдения и наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.

Ознакомление с комнатными растениями организуется, начиная с младшего дошкольного возраста. Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений, формирования у детей знания о том, что растения – живые существа, и их состояние зависит от условий их жизни, от ухода за ними, а также формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Важную роль в познании объектов природы играют и практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы («рисует» в воздухе) и просит детей руками сделать то же самое. Движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.

Конечно, большую роль в обучении детей уходу за комнатными растениями играет наглядное моделирование. В дошкольном возрасте одним из инструментов познания является модель. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.

Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя наглядное моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:

1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). В нашей группе существует графическая модель, формирующая у детей представления о времени.

Итак, одной из задач экологического развития детей младшего дошкольного возраста является развитие умения анализировать структуру объектов природы, сравнивать, выделяя конкретные признаки различия и некоторого сходства. Мы, как педагоги, должны, наблюдая за растениями, познакомить детей с особенностями их внешнего вида, строением, научить выполнять трудовые действия по уходу за ними в правильной последовательности.

Именно здесь, для выполнения этих задач, нам необходимо использование наглядного моделирования. Приведем несколько примеров, как именно применять моделирование в обучении детей уходу за комнатными растениями.

Вот пример занятия по закреплению названия растения и знания о нём.

1) На клеёнке расставляю растение так, чтобы каждому можно было свободно подойти к нему. Дети надевают фартуки, кладу на стол влажные тряпочки. Дети сидят на стульчиках.

– Как называется растение, за которым мы сегодня будем ухаживать?

– Давайте его рассмотрим.

– На что похож фикус? На дерево или траву?

– Какие у него листья? (Большие или маленькие. Какого цвета)

Дети подходят, трогают листья.

– Какие листья? (Гладкие, блестящие).

– Вот какой фикус вырос у нас большой, похож на дерево, у него большие, зелённые, гладкие, блестящие листья.

– Сегодня мы поучимся протирать листочки. Я расправляю тряпочку на правой руке, на левую кладу листок фикуса и осторожно, чтобы не повредить его, протираю тряпочкой. Потом осторожно поверну листок и протру его снизу.

– Посмотрите, какой он стал чистый!

– А теперь вы, ребята, попробуйте сами протереть листья.

Затем аналогично показываю рыхление, полив, мытье поддона. В ходе работы помогаю детям советом, показываю, как надо делать.

Здесь целесообразно применять моделирование по уходу за растением.

– Как мы ухаживали? Что сначала, что потом?

В дальнейшем можно познакомить детей с другими растениями, листья которых нельзя протирать (фиалка, можно лишь кисточкой убирать пыль с листочков.

В конце занятия необходимо дать детям задание на закрепление – нарисовать растение, с которым познакомились, выделяя существенные признаки растения (корень, лист, стебель, цветок).

В изучении комнатных растений большую роль играет формирование у детей понятия о том, что оно – живое, оно питается, растёт, дышит, размножается; ему нужен свет, тепло. Здесь также целесообразно применять моделирование. Вот пример занятия с использованием графических моделей-символов.

2) Приходит в группу и игровой персонаж, Незнайка, который несёт какой либо предмет зелёного цвета (пирамидку) и утверждает, что это комнатное растение. Воспитатель и дети объясняют Незнайке отличительные признаки растения, доказывая, что это растение, особое внимание уделяя понятию “живое”, как основе экологического образования:

Моделирование.

3) Как вариант: можно показывать картинки с изображением разных растений (комнатные растения) и других предметов (игрушки, мебель, посуда). Дети должны объяснить Незнайке, что изображено на картинке: растение или нет и почему? (Доказывают, опираясь на модель).

4) Еще один пример занятия с использованием наглядных моделей: воспитатель приносит комнатное растение с вялыми, опущенными листьями.

Незнайка – Сколько я ни мыл растение, всё равно оно какое-то некрасивое, грустное.

– Как помочь растению?

Незнайка – Я знаю, надо облить растение сверху ведром воды!

Дети объясняют, почему этого делать нельзя.

Воспитатель с детьми обсуждает, как научить Незнайку поливать и ухаживать за растением.

– Что нужно для жизни растений?

Дети объясняют Незнайке, опираясь на следующую модель:

Использование элементов развивающего обучения модели.

Незнайка предлагает полить растение, которое в поливке не нуждается. Воспитатель и дети объясняют, нужно ли поливать это растение и как узнать.

Элементы моделирования можно использовать не только на занятиях, но и в процессе наблюдения за растениями. Например, при наблюдении за ростом зеленого лука на окне группы, посаженного воспитателем. Процесс посадки, всхода, полива, роста отражается в схемах - зарисовках, которые находятся в уголке природы в специальном альбоме.

Так у детей трёх-четырех лет формируются навыки экологического образования, становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Экологическое воспитание в ДОУ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙЦЕЛЬ: воспитание социально- активной личности,.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями
Опубликовано: 18 марта 2013 в 23:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развивающая доска или Бизиборд
Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города «Памятник Колобку" Цель работы: формирование у детей интереса к...
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
Роль речи воспитателя в развитии речи детей Характерной особенностью детей дошкольного возра¬ста является подражательная речь, которая обусловлена...
Новогодний утренник для младшей группы.
МБДОУ№1 Новогодний утренник Воспитатель: Макаова Р. А. 2017г Ведущий : Здравствуй праздник Новогодний! Гости к нам пришли сегодня! Детки выучили...
Конспект итогового занятия по развитию речи «Ох, уж эти сказки…»
Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Ох, уж эти сказки Цель: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей...