Папки-передвижки

Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС

Юлия Цыбирганова
Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС

Я работаю учителем-логопедом в логопедической группе детей,имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов. Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволяют детям самостоятельно овладеть предложными конструкциями. У детей с ОНР наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но сроки удлиняются. Поэтому логопедическая работа по формированию правильного употребления предлогов у детей с ОНР опирается на последовательность в усвоении предлогов в норме. Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности при усвоении предложных конструкций, служащих для связи значащих слов в предложении. Чаще всего происходит опускание предлогов, особенно если в сочетании со следующим словом они образуют стечение согласных («Я играю братиком», «Книга лежит шкафу»). Встречаются замены предлогов («Книга упала и стола», «Картина висит в стене», их недоговаривание : «Кошка полезла а забор», «Девочка выглядывает из дерева».

Публикация «Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС» размещена в разделах

Дошкольники с нарушениями речи часто делают ошибки при склонении существительных с предлогами : «Девочка рассказала праздник», «Вчера я был гости».

Больше всего затруднений вызывает у детей с общим недоразвитием речи употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Они не всегда понимают смысл этих предлогов и не используют их в самостоятельной речи. Исходя из этого, планируя коррекционную по развитию грамматического строя речи с детьми 5-7 летнего возраста, необходимо уделять особое внимание формированию у них навыков правильного употребления предложно-падежных конструкций.

В своей логопедической практике я работаю над усвоением предлогов в речи у детей-логопатов на основе коррекционной программы,своей рабочей программы,а также используя методические рекомендации Т. А, Ткаченко, О. С. Яцель. В старшей логопедической группе логопедическая работа проводится над пониманием и усвоением простых предлогов –на, под, в, за, к, от, по, а также работа над их дифференциацией- на- под; в –на; к- от. В подготовительной к школе группе логопедическая работа проводится над усвоением сложных предлогов –из,с (со,над,из- под, из-за,между,через, а также над дифференциацией –из с; над- под; из-под- из; из- за –из.

Также в старшей группе дети с ОНР закрепляют навыки употребления в речи предлогов с существительными и прилагательными, составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам. В работе с детьми старшей группы вместо термина «предлог» использую термин «маленькое слово». В подготовительной группе дети уже анализируют предложение с предлогом (определять количество слов в предложении,узнавать место предлога в предложении).

Для лучшего усвоения предложно-падежных конструкций я в своей логопедической работе использую наглядный метод моделирования. Наглядное моделирование-это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Есть следующие этапы работы с моделью :

-знакомство с графическим образом модели; -дешифровка модели

- работа с моделью

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. Назначение модели – облегчить процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала.

Применение наглядных моделей, схем в работе с детьми с ОНР, позволяет логопеду более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, сочинению рассказа по замыслу.

Актуальность использования наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР в дошкольном образовательном учреждении в условиях новых ФГОС состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен, но для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы даём детей возможность видеть главное, систематизировать полученные знания.

Вывод: Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи, применяемые в условиях новых ФГОС, эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса и служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения. Целесообразность использования метода моделирования при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как мыслительная деятельность в дошкольном возрасте находится ещё в стадии становления и преобладающим видом мышления является наглядно-образное.

В своей логопедической практике в работе над усвоением приставочных глаголов и предлогов я использую следующие модели :

Домик - приставочные глаголы; схемы простых и сложных предлогов (предложены логопедом Т. А. Ткаченко); предметные картинки.

Каждая модель располагается на цветном поле в определённой последовательности для выстраивания простых предложений. Каждая модель может сниматься с поля и быть взаимозаменяемой. Предлагаю авторские дидактические игры по развитию лексико-грамматических категорий,применяемые в условиях новых ФГОС.

«Наши друзья - птицы»

Возрастная направленность- старший дошкольный возраст

Рекомендации по использованию : использовать в НОД в образовательной области- коммуникация, познание

Цели: активизация словаря по теме: «Зимующие и перелётные птицы», закрепление употребления приставочных глаголов, употребления простых предлогов в предложениях.

Материал: панно с видами птиц, предметные картинки объектов, символы простых предлогов модели приставочных глаголов

Ход игры: (вариант задания)

Педагог предлагает назвать подходящее по смыслу слово-действие и предлог,составить предложение. Можно менять предлоги и слова – действия, а также менять объекты местами. Итогом игры может быть – небольшой рассказ с использованием слов- действий и предлогов (простых и сложных). Синица подлетела к ветке рябины. Воробей залетел за берёзу.

«Наша яблонька»

Возрастная направленность- старший дошкольный возраст

Рекомендации по использованию : использовать в НОД в образовательной области- коммуникация, познание

Цели: активизация словаря по теме: «Деревья», «Фрукты», «Дикие животные»,закрепление употребления приставочных глаголов, употребления простых и сложных предлогов в предложениях.

Материал: панно «Яблонька», набор декоративных наклеек (листочки, яблочки,белочки,ёжики)

Ход игры: (вариант задания)

Педагог предлагает назвать подходящее по смыслу слово-действие и предлог,составить предложение.

Листочки появились на яблоньке.

Яблочки созрели на яблоньке.

Ёжата ползут под яблонькой.

Белка спрыгнула с веточки.

Яблоко слетело с яблоньки.

Ёжата ползут за яблоком.

Белочка заглянула за яблоньку.

Бабочка вылетела из-под яблочка.

Вывод: Применение авторских наглядно-игровых пособий на НОД по формированию лексико-грамматических категорий в условиях применения новых ФГОС, развивает у дошкольникам «чувство языка»,речевые ассоциации, координацию тонких движений пальцев рук. Усвоение простых и сложных предлогов происходит в естественной для дошкольников игровой деятельности, с опорой на зрительные образы. Это повышает речевую мотивацию, развивают психические процессы- концентрацию зрительного внимания, слуховую память и логическое внимание.

Публикации по теме:

Личностно ориентированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи МБДОУ детский сад № 2 «Золотой ключик» ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи Предлоги помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и достичь сочетаемости слов и предложений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 18:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД