Использование наглядности при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

надежда шмарина
Использование наглядности при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

Работа над формированием лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста и особенно у дошкольников с ОНР является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Правильная, грамотная речь играет огромную роль в жизни человека.

Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматической стороны речи.

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Хочу предложить Вашему вниманию один из приемов использование наглядности, который я использую в занятиях по коррекции лексико-грамматического строя у детей с ОНР. В работе я использую схематичные изображения, символы прилагательных. Чтобы ребёнку было легче некоторые символы сделаны так же и с опорой на тактильные ощущения. Например, символ прилагательного «резиновый» сделан из кусочка резины, а прилагательное «пушистый» из кусочка меха и т. д. Они используются в дидактических играх на подбор прилагательных к существительному, согласование прилагательных с существительными и в играх и упражнениях для активизации словаря за счет прилагательных. Так с помощью них можно выкладывать описательные загадки. С начала это может делать взрослый, а затем и сам ребенок. Часто задание по подбору прилагательных к существительному или просто вопрос «Какой?» может вызывать у ребенка с ОНР некоторые затруднения. Одна из причин это бедный словарный запас детей с нарушением речи.

Работа с этим пособием строиться из нескольких этапов. Первый это этап знакомства с символами прилагательных. Взрослый показывает символы и ребенок постепенно старается их запомнить. Прилагательные делятся на несколько блоков:

прилагательные обозначающие цвет (Синий, красный, черный, серый.)

Использование наглядности при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

более сложные это черно-белый, клетчатый, разноцветный, блестящий, полосатый.

Прилагательные обозначающие форму предмета и эмоции (грустный, веселый.)

Большой маленький

символы других прилагательных: тяжелый, легкий, сладкий, кислый, соленый,горький, мягкий, колючий, холодный, горячий.

резиновый, пластмассовый, деревянный, пушистый

После того, как ребёнок усвоил значение символов прилагательных, можно переходить непосредственно к дидактическим играм. Например, попросить ребенка подобрать слова-символы к конкретному слову.

Так же можно с помощью символов выкладывать загадки. Например: белое, холодное сладкое. Это? Ребёнок должен догадаться, что это мороженное. И так далее.

Последним этапом, используя круг с вращающейся стрелкой или любой другой игровой прием, ребёнок может попытаться самостоятельно подбирать прилагательные.

Желаю Вам успехов в работе!

Публикации по теме:

«Рече-кубики». Пособие по коррекции лексико-грамматических категорий и связаной речи детей старшего дошкольного возраста«Рече-кубики». Пособие по коррекции лексико-грамматических категорий и связаной речи детей старшего дошкольного возраста Учебно-методическое пособие «Рече – кубики» по коррекции лексико – грамматических категорий и связаной речи у детей старшего дошкольного.

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Использование наглядности при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 5 марта 2014 в 17:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Необычная история создания одной композиции «Дерево из ракушек и коры»
В начале октября, как я уже писала, у нас в крае стояла очень тёплая погода, словно жаркое лето вернулось на Кубань. Столбики термометра поднимались до...
Лепка «Грибы для белочки»
Осенью во время познавательных занятий расширяем представление детей о дарах леса-грибах. Используем во время тематической недели иллюстрации, пособия,...
Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей «Синдром дефицита...
Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания, материала...
Рецепт салата «Винегрет пикантный»
Я хожу, брожу без дела, Размышляю, что бы сделать. Мысль мелькнула – на обед Приготовлю винегрет! Свёклу я достал, морковь, А потом картошку. Тщательно помыл...
Выставка к конкурсу «Дары осени» — поделки из овощей, фруктов, семян и других...
Конкурс «Дары осени». Фотоотчет. Осень – очаровательное время года, богатое яркими красками, урожаем и разнообразным природным материалом. Традиционно в...