Использование наглядности при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

надежда шмарина
Использование наглядности при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

Работа над формированием лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста и особенно у дошкольников с ОНР является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Правильная, грамотная речь играет огромную роль в жизни человека.

Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматической стороны речи.

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Хочу предложить Вашему вниманию один из приемов использование наглядности, который я использую в занятиях по коррекции лексико-грамматического строя у детей с ОНР. В работе я использую схематичные изображения, символы прилагательных. Чтобы ребёнку было легче некоторые символы сделаны так же и с опорой на тактильные ощущения. Например, символ прилагательного «резиновый» сделан из кусочка резины, а прилагательное «пушистый» из кусочка меха и т. д. Они используются в дидактических играх на подбор прилагательных к существительному, согласование прилагательных с существительными и в играх и упражнениях для активизации словаря за счет прилагательных. Так с помощью них можно выкладывать описательные загадки. С начала это может делать взрослый, а затем и сам ребенок. Часто задание по подбору прилагательных к существительному или просто вопрос «Какой?» может вызывать у ребенка с ОНР некоторые затруднения. Одна из причин это бедный словарный запас детей с нарушением речи.

Работа с этим пособием строиться из нескольких этапов. Первый это этап знакомства с символами прилагательных. Взрослый показывает символы и ребенок постепенно старается их запомнить. Прилагательные делятся на несколько блоков:

прилагательные обозначающие цвет (Синий, красный, черный, серый.)

Использование наглядности при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

более сложные это черно-белый, клетчатый, разноцветный, блестящий, полосатый.

Прилагательные обозначающие форму предмета и эмоции (грустный, веселый.)

Большой маленький

символы других прилагательных: тяжелый, легкий, сладкий, кислый, соленый,горький, мягкий, колючий, холодный, горячий.

резиновый, пластмассовый, деревянный, пушистый

После того, как ребёнок усвоил значение символов прилагательных, можно переходить непосредственно к дидактическим играм. Например, попросить ребенка подобрать слова-символы к конкретному слову.

Так же можно с помощью символов выкладывать загадки. Например: белое, холодное сладкое. Это? Ребёнок должен догадаться, что это мороженное. И так далее.

Последним этапом, используя круг с вращающейся стрелкой или любой другой игровой прием, ребёнок может попытаться самостоятельно подбирать прилагательные.

Желаю Вам успехов в работе!

Публикации по теме:

«Рече-кубики». Пособие по коррекции лексико-грамматических категорий и связаной речи детей старшего дошкольного возраста«Рече-кубики». Пособие по коррекции лексико-грамматических категорий и связаной речи детей старшего дошкольного возраста Учебно-методическое пособие «Рече – кубики» по коррекции лексико – грамматических категорий и связаной речи у детей старшего дошкольного.

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Сюжетные картинки
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Использование наглядности при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 5 марта 2014 в 17:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе.
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе. Тема: «Звуки и буквы А, У, О» Цели: Знакомство с буквами А, У, О....
Мастер-класс «Декоративный торт»
Хочу немного рассказать о нашем детском саде. Когда приходите в наш детский сад, то вы сразу поймете, что оказались в стране детства. Здесь воспитатели и все...
Квест-игра «Насекомые» (старшая группа детского сада)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию квест - прогулку, которая прошла у меня сегодня во вторую смену на вечерней прогулке. Это...
«Моя семья». Конспект НОД в ОО «Социально-коммуникативное развитие» во второй младшей...
Тема НОД: «Моя семья». Цель: воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через любовь к семье. Задачи: - обобщать представления...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла Катя заболела» (вторая младшая группа)
Цели: формировать умения принимать и обозначать игровую роль, -реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку,...