Использование фольклора в развитии речи детей

Ирина Родионова
Использование фольклора в развитии речи детей

Ф. И. О. воспитателя: Родионова И. А.

Год рождения: 1959г.

Должность: воспитатель

Уровень образования: НПУ№2

Квалификация: воспитатель

Категория: первая

Педагогический стаж: 30 лет

Ф. И. О воспитателя: Ёжикова Л. И

Год рождения: 19

Должность: воспитатель

Уровень образования: НПУ№2

Квалификация: воспитатель

Категория: первая

Педагогический стаж:

Актуальность использования фольклора в ДОУ.

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Главная цель работы –

развитие различных способностей детей

в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

Задачи:

Развитие творческой индивидуальности.

Эмоциональное развитие.

Развитие музыкальных способностей.

Развитие духовной сферы.

Развитие самостоятельности.

Физическое развитие.

Воспитание эстетических чувств.

Жанры детского фольклора,

используемые в работе:

колыбельные песни;

потешки;

прибаутки;

заклички;

приговорки;

детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни);

народные игры.

Детский фольклор используется :

в период адаптации;

в режимных моментах;

на прогулке;

в непосредственно

образовательной

деятельности:

в игре;

в свободной деятельности.

Использование фольклора в период адаптации.

Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка.

Использование фольклора в режимных моментах.

При умывании:

«Водичка, водичка,

умой мое личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щечки горели…»

«Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.»

Во время сборов на прогулку

«Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.»

При приёме пищи:

«Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.»

«Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!»

После игр, привлекая детей к уборке игрушек:

«Ты берись за дело дружно

Убирать игрушки нужно

Убирать, а не ломать,

Завтра будем вновь играть.»

При проведении прогулок мы старались проводить народные игры с речевым сопровождением, с использованием считалок, с движениями, что способствует быстрому развитию речи детей, развитию творческой индивидуальности, улучшению эмоциональной сферы.

Использование фольклора в театрализованной деятельности.

Дети с удовольствием принимают участие в инсценировании сказок;

«Стоит в поле теремок, теремок,

Он ни низок, ни высок, ни высок,

Вот по полю, полю мышка бежит,

Увидала теремочек и стучит…»

«Жили – были дед, да баба

И была у них курочка Ряба…»

Использование фольклора в НОД.

«Загудел паровоз

И вагончик повёз.

Чу, чу, чу, чу, чу, чу,

Я вас в лес прокачу.»

Народные игры.

«Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг…

Еще не балуйся, лучше поцелуйся…»

Детские песенки.

Очень нравится детям исполнение детских песенок с инсценировкой и движениями.

«Мишка с куклой бойко топают,

бойко топают, посмотри.

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают – раз, два, три.»

«Есть у солнышка дружок

Голосистый петушок.

Хорошо когда дружок

Голосистый петушок.»

Свободная деятельность детей.

«Посадил дед репку,

Выросла репка большая-пребольшая.

Пошёл дед репку тянуть,

Тянет – потянет,

А вытянуть не может.»

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут потянут,

А вытянуть не могут.

Для развития мелкой моторики используем пальчиковые игры и речевые игры с движениями.

На занятиях:

На занятиях по развитию речи и заучиванию стихов, мы использовали мнемотаблицы, которые способствуют быстрому запоминанию стихов, а также составлению рассказов и пересказу сказок.

Также нами были разработаны конспекты занятий с использованием мнемотаблиц.

Результатом работы по использованию народного фольклора в развитии речи детей было развлечение и конкурс чтецов посвящённый творчеству А. Барто.

Для родителей была выпущена консультация в форме устного журнала: «Народный фольклор в развитии речи детей А также подобрали катротеку фольклорных игр.

Вывод 1:

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены

Вывод 2:

Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Всем спасибо за внимание.

Говорим вам – до свидания!

Публикации по теме:

Немного о себе!!! Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород Новикова Наталья Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование фольклора в развитии речи детей
Опубликовано: 30 января 2014 в 21:02
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...