Получи документы

Использование народных игр как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста в реализации ФГОС.

Елена Босий
Использование народных игр как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста в реализации ФГОС.

На протяжении всей истории развития человека игровая культура является его спутником жизни. Так многовековой опыт человечества показывает, что игра до настоящего времени — это важнейшее средство воспитания ребенка. А народная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, которые являются ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В педагогической науке народные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка при организации в процессе организации досуговой деятельности.

Публикация «Использование народных игр как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста в реализации ФГОС,» размещена в разделах

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью.

Необходимость обращения к народной культуре в процессе воспитания обосновывается в трудах И. А. Ильина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского и др. К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным, для маленьких детей, вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Е. Н. Водовозова. и другие пионеры общественного дошкольного воспитания в России заложили начало самобытной, национальной системы воспитания детей, введя народные игры, песни, сказки в практику работы детского сада. Эти традиции были продолжены в работах Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой, Н. С. Филитиса.

Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества : от песни, которая «играется», и до свадьбы — своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т. д.

В истории народная игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека, она учила и наставляла, развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Вряд ли можно найти сторону культуры или воспитания, для которой не существовало бы целого набора связанных с ней народных игр.

Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Именно народна игра, должна занимать ведущее место в досуге детей.

Игра лишь один из видов досуговой деятельности, точнее — одна из ее форм. Как независимый вид деятельности, он предстает в игре малыша. В его личном развитии игра является ведущим видом деятельности, деятельностью игровой, предшествующей учебной, трудовой и досуговой. Игровая деятельность — это естественный воспитательный институт малыша, в котором он осваивает жизнь, получает познания и умения, навыки общения, формирование фантазии и механизмы творческого сознания.

Для малыша игра — это средство психологической подготовки к грядущим реальным жизненным ситуациям. Как только малыш оставляет мир беспечного детства, как только у него возникают социально обусловленные обязанности, игровая деятельность постепенно теряется и ей на замену прибывает досуговая. Происходит это тогда, когда он идет в школу. Учеба делается непреложным занятием, обусловленным внешней необходимостью. Возникает деятельность учебная, которая для него, как уже отмечалось, в достаточной степени с ложный и насыщенный труд, разделяющий время на учебное и свободное от него — досуг [1, c. 22].

В содержательном плане структура досуга в рамках ДОУ включает: общение, спортивно-оздоровительную активность, игры, отдых на природе, прогулки, интеллектуально-познавательную активность функционального (чтение, занятие в кружках, клубах и т. п.) и пассивного характера (посещение выставок, кинозалов, просмотр телевизора, обсуждение музыки и т. п., любительскую деятельность прикладного характера (фотодело, вязание, шитье и т. п., общественно функциональную активность (уборка прилегающей территории, трудовой десант в содействие пожилым людям и т. п.).

Досуг детей может быть :

1) пассивным (зрительский, слушательский) и функциональным (деятельностным);

2) организованным (педагогически целесообразно применяемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс применения свободного времени);

3) контролируемым и неконтролируемым;

4) коллективным и индивидуальным;

5) подражательным и творческим;

6) опережающим (перспективная изыскательная активность) и нормативным (обычно сложившиеся модели досуга) [1, c. 18].

А теперь давайте обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту.

1.4. Основные принципы дошкольного образования :

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей [2].

И здесь сразу вспомним основную догму дошкольного образования- основным видом деятельности любого ребёнка является игра! Теперь соединим всё это в единое целое и что же мы получим? Именно благодаря игре мы сможем реализовать основные принципы дошкольного образования. Именно в игре ребёнок может полноценно проживать все этапы детства, а благодаря народной игре мы в полной мере можем реализовать и принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, и принцип сотрудничества, и принцип приобщения детей с социокультурным нормам, и формирование познавательных интересов и познавательных действий, и все остальные тоже.

Так что же такое народная игра? Универсальный приём для формирования полноценной ситуации развития ребёнка. Незаменимый инструмент воздействия на духовную составляющею каждого ребёнка. Замечательный способ приобщения ребенка к традициям и обычаям родного народа. Ну и конечно же прекрасный способ организации досуговой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Список литературы:

1. Кобраева. Н. Г. Досуговая деятельность как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников. // Социально-педагогичная работа. - 2007. - № 10. - С. 35-38.

2. https://base.garant.ru/70512244/#friends

Публикации по теме:

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» Я представляю вашему вниманию свой опыт по использованию игровых.

Система организации детско-родительских мероприятий как средство реализации ФГОС до В современных условиях введения ФГОС ДО на дошкольные образовательные учреждения и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные.

Использование народных игр Белгородской области в кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Использование народных игр Белгородской области в кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель Красненко Л. А.

Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Речапова.

Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС до Методическая находка: «Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». Автор: Морозова Е. Г. воспитатель МДОУ.

Отчет по теме самообразования «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представлена в пяти образовательных областях:.

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС (средняя группа) «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е. А. Покровский. На сегодня.

Словесные игры в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста Одним из эффективных средств в организации досуговой деятельности считается потешный фольклор. Вопросами изучения особенностей потешного.

Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста» 24.03.2016 Слайд № 2 Обозначение.

Опыт работы воспитателя младшей группы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях ФГОС» реализации ФГ ОБОБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Игра, как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО». Работая над своей темой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народных игр как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста в реализации ФГОС.
Опубликовано: 26 марта 2017 в 14:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД