Использование народных подвижных игр обских угров ХМАО — Югры на спортивном празднике

Светлана Флегонтова
Использование народных подвижных игр обских угров ХМАО — Югры на спортивном празднике

Использование народных подвижных игр обских угров ХМАО — Югры на спортивном празднике

онспект спортивного праздника в группе воспитанников шестого года жизни с родителями и детьми.

(Использование народных подвижных игр обских угров ХМАО – ЮГРЫ на спортивном празднике).

Разработала: воспитатель Флегонтова С. Ф. ИМБДОУ ДСКВ «Сказка».

Цель: приобщение семьи к физкультуре и спорту, пропагандирование здорового образа жизни, через культуру и образ жизни коренных народов ХМАО - ЮГРА.

Задачи: развитие двигательных умений дошкольников, ловкости, силы; воспитание взаимовыручки, смелости, чувство товарищества; создание эмоционально положительного настроя в процессе совместной деятельности детей и родителей.

Воспитатель:

- В какой стране мы живем? Как она называется?

- Россия!

- Наша страна Россия очень большая, в ней много областей, краев, округов, районов. В России проживают народы разных национальностей. Скажите, пожалуйста, в каком округе находится наш Нижневартовский район?

- В Ханты – Мансийском округе.

(Показ 1 слайда – карты Нижневартовского района).

- Какие коренные народы в ХМАО - ЮГРА проживают, а также в нашем Нижневартовском районе?

- Ханты и манси.

Сегодня, я приглашаю вас на стойбище хантов и манси,

- (Показ 2 слайда – стойбища, чтобы провести состязания между командами «Северяне» и «Югорчане».

удить наше соревнование будет жюри, в составе…

Девиз команды «Северяне»: Всем ребятам наш привет,

И такое слово:

Спорт любите с малых лет

Будете здоровы!

Девиз команды «Югорчане»: Приучай себя к порядку,

Делай каждый день зарядку,

Смейся веселей,

Будешь здоровей!

Прежде чем начать наши соревнования, надо провести разминку.

Проводится разминка под музыку.

Прошу команды занять свои места.

Перестроение команд.

Воспитатель: Сегодня мы будем соревноваться в народных видах спорта, занятиях и играх коренных народов нашего района. А какие состязания и игры будут, я вам расскажу и покажу на экране.

Чтобы зимой пройти по глубокому снегу, ханты придумали необычные лыжи – подволоки,

- (показ 3 слайда – охотника на лыжах - подволоках).

Они широкие и к внутренней стороне лыж приклеена рыбьим клеем лосинная шкура, на них можно очень быстро передвигаться по глубокому снегу, (Проводится состязание зимой, на краю села, где, как правило, глубокий снег. Соревнующиеся встают на лыжи - подволоки, располагаясь по длине стартовой линии на равном расстоянии друг от друга. Конец дистанции, т. е. финиш, обозначает какой – нибудь предмет – дерево, камень и т. д. Кто из участников достигает его первым, тот и становится победителем).

поэтому первое соревнование – бег на подволоках.

На всех больших народных праздниках было много разных игр и соревнований, среди них такое состязание, как прыжки через нарты.

(Для игры ставят несколько обычных оленьих нарт в ряд. Один из игроков встает в непосредственной близости от нарты. Ноги должны быть вместе. Игрок перепрыгивает через нарту, и снова выполняет прыжок через следующие нарты до тех пор, пока не устанет или нарушит правила игры. Игра способствует развитию прыгучести, силы, координации движений; воспитывает смелость, расчетливость, веру в свои силы).

- (Показ 4 слайда – прыжки через нарты,

Второе соревнование – прыжки через нарты.

(Прыжки через нарты - 3, 4 «прямоугольных модулей» каждого участника команд).

Передвигаться и возить поклажу по тайге и лесотундре, зимой, и летом можно было только на оленьих и собачьих упряжках,

- (Показ 5 слайда – дети – ханты играют в оленей, (игра проводится в любое время года среди мальчиков и девочек. Количество играющих не ограничивается. Игроки запрягаются в оленьи вожжи – упряжки, «каюр» держит вожжи в руке погоняет оленей и бежит вместе с ними. «Олени» могут во время бега «есть мох» и т. п., т. е. стараются подражать поведению и повадкам настоящих оленей. «Каюр – пастух» может отпустить оленей, а затем начинает ловить их своим арканом).

предлагаю

Третье соревнование – бег на оленьих упряжках.

(Родители – «каюры – пастухи» запрягают детей – «оленей»).

Когда на стойбище наступало время отдыха, то дети играли в разные игры

- (Показ 6 слайда – игры детей на стойбище).

Например, в игры с природным материалом, обилие шишек под соснами натолкнуло использовать их как метательное оружие,

Четвертое соревнование - метание шишек.

(Дети бросают «шишки» в корзину, которую на расстоянии держит родитель).

Сейчас, предлагаю зрителям, болельщикам и участникам сыграть в хантыйскую подвижную игру: «Медведь и ягодники». (Показ 7 слайда – медведя). Взрослый играет медведя в костюме. (В игре участвовали мальчики и, девочки. Она обычно проводилась на песчаном берегу реки. Для игры чертили на песке игровую площадку, прямоугольной формы. Ее длина была равна 15 м, ширина 7–10 м. В центре проводили линию, разделяющую площадку на две половины. На одной половине площадки сидел “медведь” – водящий, которого выбирали с помощью считалки в начале игры. Дети – “ягодники” заходили на половину “медведя” и имитировали сбор ягод (собирали камешки, ракушки). “Медведь” неожиданно вскакивал и старался схватить кого-либо из игроков-“ягодников”, которые старались увернуться от него и убежать за среднюю линию на свою половину площадки. Если ему (водящему) удавалось поймать кого-либо из игроков–“ягодников”, то этот игрок становился “медведем”- водящим, а водящий становился ягодником. Если же водящему не удавалось поймать никого из игроков, то он снова садился на свое место (на своей половине площадки, а игроки подходили к нему и начинали “собирать ягоды”, и игра продолжалась вновь).

Основные занятия коренных народов – охота и рыбалка.

(В пос. Старый Аган дети играли в игру “Ловля рыбы”. В нее играли летом на мелких заливчиках мальчики и девочки. Для игры родители изготавливали детям из старых сетей небольшой невод длиной 10–15 м, шириной 2 м; обласок (лодку–долбленку) длиной 3–3,5 м, шириной 80 см; весла длиной 1 м 20 см из сухого кедра. Игра проходила так: дети постарше садились в лодку и забрасывали невод. Затем через некоторое время его вытаскивали уже с добычей. Младшие дети помогали вытаскивать невод, выбирать рыбу).

- (Показ 8 слайда – рыбак – ханты ловит рыбу сетями).

Пятое состязание - ловля рыбы

Ребенок ловит рыбу удочкой при помощи магнита из емкости с водой и носит улов родителю в ведро.

- (Показ 9 слайда – хантыйский орнамент «Медведь»). Как вы думаете, на какого дикого животного этот хантыйский орнамент похож? Отгадайте хантыйскую загадку: «Черная меховая малица, по лесу шатается, болтается». Правильно, медведь! Я вам предлагаю

Шестое состязание – детскую игру «Бег по - медвежьи» - бег на четвереньках.

(Одна из таких игр бытовала у сургутских хантов. Она проводилась в любое время года. В игре принимали участие только мальчики. Дистанция бега была произвольная и обговаривалась между участниками до начала игры. Перед игрой в начале и в конце дистанции проводились линии старта и финиша. Все участники располагались вдоль стартовой линии, принимая исходное положение: стоя на четвереньках. По команде судьи (голосом) начинался “бег по-медвежьи”, который выполнялся так: оттолкнувшись двумя руками, игроки подтягивали ноги к груди и приземлялись на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становился участник, “пробежавший” таким образом к финишу первым. Был и другой вариант игры, когда дистанция не ограничивалась. Побеждал тот игрок, который “по–медвежьи” пробегал большее расстояние).

И опять возвращаемся к детским играм на стойбище.

- (Показ 10 слайда – игры детей на стойбище, перетягивание пальцами).

Дети хантов и манси были с малолетства очень ловкими и сильными. Существовала такая игра, где требовалась сила пальцев рук, она так и называлась «Перетягивание пальцами».

Седьмое состязание – хантыйская игра «Перетягивание пальцами».

(Силовое единоборство, проводится в любое время года среди мальчиков и девочек. Количество игроков не ограничивается. Зимой играют в помещении, в летнее время на улице. Два игрока садятся на пол или на землю (на улице) напротив друг друга, упираются ступнями прямых ног в доску и сцепляются указательными (средними) пальцами. По команде судьи начинают тянуть, стараясь, чтобы соперник оторвался от пола (земли). Кто из игроков приподнимается, тот считается проигравшим).

- (Показ 11 слайда – перетягивание веревками). (Летними, длинными вечерами, вся молодежь и дети собирались на длинных песчаных речных косах, где их играм и забавам не мешала мошкара и комары, часто дети одного семейного рода состязались в перетягивании веревками с другим семейным родом. Веревку для игры брали, которая использовалась для ловли рыбы неводом).

Восьмое состязание – «Перетягивание веревками».

Среди детей обских угров не только приветствовалось умение играть в разные подвижные игры, но и ценилось умение играть в интеллектуальные игры.

К нам прибыла Хозяйка тайги, которая загадает, вам загадки хантов и манси и каждая команда по очереди будет отгадывать загадки:

1. Белая ткань расстилается, черная ткань сворачивается. (День и ночь).

2. Ту, на которую ступают, топором не рубят, ножом не режут. (Земля мать).

3. Безрукий, безногий волшебник за ночь вышивает узоры, орнаменты. (Мороз).

4. Лесной хозяин, божественный хозяин. (Медведь).

5. На верхушке дерева сидит кукла с косами, кукла с красотой. (Белка).

6. С одной стороны посмотрю - есть, с другой посмотрю - нет. (Ногти).

7. Посреди болота женщина в красном платке сидит. (Клюква, морошка).

8. Сладкий мох искал весь день и жевал его… (олень).

9. Седая старуха заячью шерсть разбрасывает. (Снег идет).

10. Две женщины с крутого берега скатятся. (Слезы).

Хозяйка тайги: Молодцы, участники команд «Югорчане» и «Северяне», постарались все загадки отгадать. Я думаю, вы, сегодня многое узнали о жизни народов хантов и манси, а с каким удовольствием и увлечением играли в народные игры и состязания, дети приготовили для вас, родители сюрприз – танец оленят.

- исполнение детьми танца оленят под музыку «Увезу тебя я в тундру».

А сейчас предоставляется слово жюри.

Награждение команд дипломами, детей шоколадными медалями.

Публикации по теме:

Физическое воспитание в детском саду. Годовой план работы инструктора физкультуры .

Презентация «Поэты Югры детям» Презентация предусмотрена к конкурсу чтецов. Практически каждый слайд сопровождается прочтение детьми стихов обозначенных на слайде поэтов.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Этикет
  • Транспорт
Автор публикации:
Использование народных подвижных игр обских угров ХМАО — Югры на спортивном празднике
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 12:58
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...