Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии

Галина Эркина
Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии

Использование народных подвижных игр

при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии

Работая по проекту «Культура Мордовии» в группе компенсирующей направленности, мы организовали несколько функциональных центров детской активности. Один из них – центр двигательной активности.

Цель работы центра двигательной активности: гармоничное развитие детей посредством народных подвижных игр.

Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них ребенок осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.

Народные подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Народная игра несёт символическую информацию о прошлом, передаёт традиции, свойственные менталитету народа соответствует детской природе, удовлетворяет потребность ребёнка в познании и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Задачи центра двигательной активности:

1. Развивать и обогащать речь.

2. Учить действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.

3. Учить действовать в соответствии с правилами.

4. Воспитывать активную творческую личность.

5. Развивать смекалку, мышление, ловкость, сноровку, ценные морально-волевые качества.

6. Способствовать оздоровлению.

7. Способствовать совершенствованию эстетического восприятия мира.

8. Воспитывать уважение к прошлому народа, культуре.

Представляю вам фрагмент занятия с использованием народных подвижных игр:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем играть с вами в народные подвижные игры. Сейчас я вам покажу платочек, а вы должны отгадать, какой узор изображен.

Показываю платочек с мордовским узором.

Воспитатель: Какой узор на платочке?

Дети: Мордовский.

Воспитатель: Мы с вами будем играть в мордовскую народную игру «Шине и нармонят» («Солнышко и птички»). Но прежде чем начать игру, мы должны с вами выбрать водящего. Как мы выбираем водящего?

Дети: Считалкой.

Воспитатель: Саша, посчитай, пожалуйста.

Саша: Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел месяц погулять,

А за месяцем луна -

Оставайся ты одна.

Встаём в круг. Водящий (Солнышко) в кругу.

Воспитатель: Правила игры: до кого дотронется водящий, тот Солнышко. Начинаем.

Дети: Минь лийхтяма,

Минь лийхтяма,

Пильгса, пильгса,

Топатамо.

Шине! Кафта, колма, ниле -Так!

Тени бойкане кундак.

Дети разбегаются в стороны, а водящий (Солнышко) старается дотронуться до ребёнка. Ребёнок останавливается на месте, становится водящим.

Показываю детям следующий платочек с татарским узором.

Воспитатель: Какой узор на платочке?

Дети: Татарский.

Воспитатель: В какую игру мы будем играть?

Дети: В татарскую народную игру.

Воспитатель: А называется она «Буш урьш» - «Займи место»

Выбираем водящего

Воспитатель: Вова, посчитай, пожалуйста.

Вова: Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Встаём в круг. Водящий в татарской шапочке за кругом.

Воспитатель: Правила игры : круг должен остановиться при слове «Беги». Когда дети бегут навстречу друг другу вокруг круга, не должны дотрагиваться до детей, стоящих в круге. Начинаем играть.

Дети идут по кругу, а водящий за кругом идёт в другую сторону.

Дети: Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу

Как гусыня гогочу

Никого в дом не пущу

Тебя хлопну по плечу

Тебя хлопну по плечу

«Беги»!

Водящий и ребёнок бегут по кругу навстречу друг другу.

Показываю платочек с русским узором.

Воспитатель: Какой узор на платочке?

Дети: Русский.

Воспитатель: В какую игру мы будем играть?

Дети: В русскую народную игру «Горелки».

Воспитатель: Выберем водящего. Розанна, посчитай.

Розанна: Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

А для волка – кожура.

Разбегайтесь кто куда!

Встаем в пары. Водящий впереди, с поднятой рукой с платочком.

Воспитатель: Правила игры: кто первым добежит до водящего, берёт у него платочек, а другой «горит». Дети последней пары бегут к водящему, не задевая детей, стоящих в колонне. Кто первый дотронется до платочка, тот водящий.

Дети: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три! Беги!

Сзади стоящие дети бегут к водящему. Игра продолжается 2 раза.

Воспитатель: Ребята, в какие народные игры мы с вами играли?

Дети: В мордовскую игру, татарскую игру, русскую игру.

Воспитатель: Понравилось вам играть?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы молодцы, хорошо играли!

Публикации по теме:

«Путешествия по городам Мордовии». Дидактические игры регионального компонента«Путешествия по городам Мордовии». Дидактические игры регионального компонента Дидактическая игра «Путешествия по городам Мордовии» (старший дошкольный возраст) Цель игры: знакомство детей дошкольного возраста с городами.

Спортивная Мордовия По всей России идет слава Мордовии как спортивной республики, края красивых и сильных молодых людей -олимпийских чемпионов. С 1999 года.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Этикет
  • Транспорт
Автор публикации:
Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 11:03
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...