Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии

Галина Эркина
Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии

Использование народных подвижных игр

при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии

Работая по проекту «Культура Мордовии» в группе компенсирующей направленности, мы организовали несколько функциональных центров детской активности. Один из них – центр двигательной активности.

Цель работы центра двигательной активности: гармоничное развитие детей посредством народных подвижных игр.

Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них ребенок осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.

Народные подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Народная игра несёт символическую информацию о прошлом, передаёт традиции, свойственные менталитету народа соответствует детской природе, удовлетворяет потребность ребёнка в познании и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Задачи центра двигательной активности:

1. Развивать и обогащать речь.

2. Учить действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.

3. Учить действовать в соответствии с правилами.

4. Воспитывать активную творческую личность.

5. Развивать смекалку, мышление, ловкость, сноровку, ценные морально-волевые качества.

6. Способствовать оздоровлению.

7. Способствовать совершенствованию эстетического восприятия мира.

8. Воспитывать уважение к прошлому народа, культуре.

Представляю вам фрагмент занятия с использованием народных подвижных игр:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем играть с вами в народные подвижные игры. Сейчас я вам покажу платочек, а вы должны отгадать, какой узор изображен.

Показываю платочек с мордовским узором.

Воспитатель: Какой узор на платочке?

Дети: Мордовский.

Воспитатель: Мы с вами будем играть в мордовскую народную игру «Шине и нармонят» («Солнышко и птички»). Но прежде чем начать игру, мы должны с вами выбрать водящего. Как мы выбираем водящего?

Дети: Считалкой.

Воспитатель: Саша, посчитай, пожалуйста.

Саша: Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел месяц погулять,

А за месяцем луна -

Оставайся ты одна.

Встаём в круг. Водящий (Солнышко) в кругу.

Воспитатель: Правила игры: до кого дотронется водящий, тот Солнышко. Начинаем.

Дети: Минь лийхтяма,

Минь лийхтяма,

Пильгса, пильгса,

Топатамо.

Шине! Кафта, колма, ниле -Так!

Тени бойкане кундак.

Дети разбегаются в стороны, а водящий (Солнышко) старается дотронуться до ребёнка. Ребёнок останавливается на месте, становится водящим.

Показываю детям следующий платочек с татарским узором.

Воспитатель: Какой узор на платочке?

Дети: Татарский.

Воспитатель: В какую игру мы будем играть?

Дети: В татарскую народную игру.

Воспитатель: А называется она «Буш урьш» - «Займи место»

Выбираем водящего

Воспитатель: Вова, посчитай, пожалуйста.

Вова: Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Встаём в круг. Водящий в татарской шапочке за кругом.

Воспитатель: Правила игры : круг должен остановиться при слове «Беги». Когда дети бегут навстречу друг другу вокруг круга, не должны дотрагиваться до детей, стоящих в круге. Начинаем играть.

Дети идут по кругу, а водящий за кругом идёт в другую сторону.

Дети: Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу

Как гусыня гогочу

Никого в дом не пущу

Тебя хлопну по плечу

Тебя хлопну по плечу

«Беги»!

Водящий и ребёнок бегут по кругу навстречу друг другу.

Показываю платочек с русским узором.

Воспитатель: Какой узор на платочке?

Дети: Русский.

Воспитатель: В какую игру мы будем играть?

Дети: В русскую народную игру «Горелки».

Воспитатель: Выберем водящего. Розанна, посчитай.

Розанна: Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

А для волка – кожура.

Разбегайтесь кто куда!

Встаем в пары. Водящий впереди, с поднятой рукой с платочком.

Воспитатель: Правила игры: кто первым добежит до водящего, берёт у него платочек, а другой «горит». Дети последней пары бегут к водящему, не задевая детей, стоящих в колонне. Кто первый дотронется до платочка, тот водящий.

Дети: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три! Беги!

Сзади стоящие дети бегут к водящему. Игра продолжается 2 раза.

Воспитатель: Ребята, в какие народные игры мы с вами играли?

Дети: В мордовскую игру, татарскую игру, русскую игру.

Воспитатель: Понравилось вам играть?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы молодцы, хорошо играли!

Публикации по теме:

«Путешествия по городам Мордовии». Дидактические игры регионального компонента«Путешествия по городам Мордовии». Дидактические игры регионального компонента Дидактическая игра «Путешествия по городам Мордовии» (старший дошкольный возраст) Цель игры: знакомство детей дошкольного возраста с городами.

Спортивная Мордовия По всей России идет слава Мордовии как спортивной республики, края красивых и сильных молодых людей -олимпийских чемпионов. С 1999 года.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 11:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...
Проект «Птицы» во второй младшей группе
Проект «Птицы» во второй младшей группе Воспитатель: Каримова Лариса Ивановна МАДОУ «Детский сад №21» Свердловская область, город Ирбит Одной из наиболее...