МААМ-картинки

Использование народных традиций в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Наталья Федорец
Использование народных традиций в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

В региональной образовательной программе для дошкольников "Наш дом - Южный Урал" большое внимание уделяется использованию традиций в воспитании и развитии детей.

В современной философской, этнопедагогической, этнографической литературе под этнокультурными традициями понимается совокупность наиболее ценных элементов социального и культурного наследия, сохраняющихся и передающихся от поколения к поколению.

Публикация «Использование народных традиций в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Традиции представляют собой законы, принципы жизни, устойчивые образцы, эталоны и нормы поведения, по которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность. Обычаи - стереотипные нормы и правила взаимоотношений в семье, в обществе, регулирующие такие стороны жизни людей, как национальная одежда, убранство жилищ, способ приема пищи, виды приветствий в быту и пр.

Обряды - символические действия по поводу определенных событий, закрепленные в ритуалах, церемониях, праздниках.

По мнению Т. Ю. Купач, автора диссертационного исследования "Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях", необходимо уделять особое внимание традициям накопленных непосредственно в ближайшем социуме, таким как труд, обычаи, нравы, ремесла, промыслы, творчество, фольклор, воспитание, обучение итд.

В основе традиции, ее содержании лежит какая-либо идея, представление, отражающее свое практическое выражение через действия, взаимоотношения, оценки и т. д.

Народная традиция содержит богатый воспитательный потенциал : дети приобщаются к культуре своего народа, адаптируются к ценностям и особенностям региона.

Т. Ю. Купач выделяет следующие народные традиции :

• семейные традиции (общинно-семейный характер воспитания, дух семьи, быт семьи)

• трудовые традиции (ремесла, промыслы, сельскохозяйственная работа по народному календарю)

• фольклорные традиции (сказания, мифы, легенды, народные игры, танцы, песни)

• краеведческие традиции (ландшафт, животные, растения, отношение к ним)

• социальные традиции (образ жизни в разные эпохи, домашний быт, традиционная кухня, характер одежды, прически жителей, архитектура)

традиционные праздники церковного и народного календаря (праздники православного календаря).

В классификации Н. М. Ахмеровой, Р. Г. Кузеева, А. И. Харисова основным служит принцип отношения человека к рукотворному и природному миру, к другим людям и самому себе:

• семейно-обрядовые (знание родственных связей, уважительное отношение к старшим, гостеприимство)

• торжественно-праздничные (праздники народного календаря и др.)

• повседневные (трудовые, социальные, воспитательные и др.)

Общими педагогическими условиями использования разнообразных традиций являются :

учет триадности этнокультурного образования: формирование у детей представлений, понятий, суждений о традициях народной культуры; воспитание эмоционально-ценностного отношения, предполагающего развитие эмоциональной сферы дошкольников (эмоция удивления, догадки, радости познания и др.); развитие действенно-практической направленности поведения школьников.

• поэтапная реализация содержания народных традиций.

1 этап - отбор содержания и формы подачи знаний о традициях народов Южного Урала; адаптация содержания народных традиций к психологическим особенностям детей.

2 этап- анализ усвоения детьми содержательной стороны традиции народов Южного Урала; определение динамики формирование детской образованности.

Для диагностики использовать методическое обеспечение к программе"Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях и средствах народной педагогики".

• задействование принципа тематического планирования приобщения дошкольников к истории, культуре, природе Южного Урала.

• сочетание региональной программы с комплексной, по которой работает дошкольное образовательное учреждение.

• организация закрепления познавательного материала о народных традициях

• стимулирование субъектной позиции детей в разнообразных видах деятельности (музыкальной, игровой, театрализованной, изобразительной и т. п.)

• интеграция этнографических средств в приобщении детей к народным традициям (фольклор, народные игры, атрибуты народного быта, народный календарь, музыка, танцы)

• совместное проектирование и оформление с детьми предметно-развивающей среды, отражающей содержание различных видов, традиций

• задействование разнообразных форм приобщения дошкольников к народным традициям : кружки, культурно-исторические центры, музеи народной культуры, народные декоративно-прикладные мастерские итд.

• организация взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников (консультации, оформление стендов, консультации, выпуск газет и журналов).

Данная статья подготовлена на основе программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом - Южный Урал».

Публикации по теме:

«Использование исследовательских технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие.

Использование наглядного материала в развитии монологической речи детей дошкольного возраста Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. В дошкольном возрасте дети только еще начинают овладевать.

«Использование народных традиций славян в нравственно-патриотическом воспитании детей» (из опыта работы) Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое.

О важности оптимизации семейных традиций и роли семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста Коллеги, в законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального.

Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста 1. Введение. Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Благодаря интернет – ресурсам, открывается широкий спектр.

Использование информационно-компьютерных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания.

Использование логоритмики в развитии музыкально-ритмического чувства у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 111» «Использование логоритмики.

Использование музейной педагогики в развитии детей дошкольного возрастаИспользование музейной педагогики в развитии детей дошкольного возраста Использование музейной педагогики в развитии детей дошкольного возраста. Воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад.

Круглый стол «Роль семейных традиций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста» Цели: Помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека. Воспитывать желание соблюдать имеющиеся семейные традиции, и появление.

Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Содержание. Ведение 3 ГлаваI. Обзор методик и научно методической литературы по применению пальчиковых игр для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народных традиций в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 19:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД