Использование нетрадиционного игрового оборудования для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Анастасия Ганжа
Использование нетрадиционного игрового оборудования для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Цель:

• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников;

• обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;

• привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук с использование нетрадиционного игрового оборудования.

Предварительная работа:

1. Подбор фотографий с использованием детьми нетрадиционного игрового оборудования для развития мелкой моторики рук и оформление в виде презентации.

2. Организация выставки нетрадиционного игрового оборудования.

"Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" (В. И. Сухомлинский).

У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточно развитая мелкая моторика пальцев рук. А ведь именно развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для развития речи, внимания, памяти, мышления и других психических процессов.

Проведённые обследования большого количества детей выявили следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка.

Огромное влияние на развитие моторики рук детей оказывает продуктивная деятельность, то есть деятельность в результате которой ребенок получает какой-то продукт (рисунок, аппликацию, фигурку из пластилина или оригами). Для всех детей эта деятельность - малоизведана и привлекательна. Дети очень любят свои работы, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других, даже через длительное время.

Деятельность с бумагой, ножницами, клеем, карандашами – это не только двигательные упражнения рук. Она отражает и углубляет представления об окружающем мире, способствует проявлению умственной и речевой активности. Когда ребёнок играет работает с бумагой, ножницами, пластилином мышцы и кожа рук в это время заставляют и мозг, и глаза видеть, запоминать, различать. Руки не просто трогают, они познают, а мозг фиксирует ощущения и восприятия.

Также с целью развития моторики рук можно использовать предметы ближайшего окружения ребенка.

Примеры использования нетрадиционного игрового оборудования в речевом развитии детей.

"Волшебный поднос". На яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу (муку, песок). Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится линия. Покажите ему, как нарисовать волны, солнце, цветочек, домик. Можно также рисовать цифры, буквы. Также можно предложить ребенку рисовать не пальчиком, а палочкой (шпажкой)

"Разноцветные прищепки". Необходимо вырезать из картона простейшие формы (круг, полукруг, треугольник). Взрослый берёт прищепки и показывает ребёнку, как их прицепить на фигуры, чтобы из круга получились солнце или цветок, из треугольника - дерево, из полукруга - ежик и т. д. Далее ребёнок повторяет упражнение самостоятельно.

"Забавные картинки". На листочке картона равномерно распределите пластилин. Горошинами или другой крупой ребёнок выкладывает различные картинки (цветы, домики и др.). Затем ребенок может самостоятельно размазывать пластилин на приготовленной основе.

"Узоры из счётных палочек" (из спичек). По образцу, сделанному взрослым, или по схеме ребёнок выкладывает ёлочки, домики, снежинки и т. д. Сначала дети выкладывают палочки на схему, затем задание можно усложнить - попросить ребенка выложить фигуру на столе, рядом со схемой.

Выкладывание контуров с помощью фишек, фасоли или декоративных камней. Предложите ребенку "раскрасить" картинку, но не карандашами, а камушками, фишками и т. д.

"Цветные ладошки" - ребенку предлагается положить руку так как показано на образце. Достигнув нужного положения, задержать ладонь в таком положении на несколько секунд. Сначала ребенок выполняет задание на самом образце, затем - рядом с образцом.

"Волшебная палочка". Ребенок по линиям простой раскраски делает дырочки шпажкой (позднее - зубочистку). В конце можно предложить ребенку поднести раскраску к окну. Необходимо наблюдать, чтобы ребенок постоянно держал шпажку правильно, как карандаш.

"Сухой бассейн". Небольшой тазик или другую емкость с высокими краями взрослый наполняет крупой (рис, горох, фасоль) или крупными шариками пенопласта. Затем прячет в нем мелкие игрушки. Ребенку предлагается запустить руки в "бассейн" и найти все игрушки.

Мячи-массажеры (мячи для стирки изделий из шерсти, массажер Су-Джок). Заменителями таких мячиков могут служить шишки, "ежики", изготовленные из пробок от бутылочек. Предложите ребенку покатать мячик или шишку, сжать в ладонях, "слепить комок", поочередно в каждую ладонь вкрутить массажер как лампочку.

Самостоятельные занятия с ребенком необходимо проводить регулярно. Время данных занятий не должно превышать 10 - 15 минут, так как дети данного возраста быстро утомляются и утрачивают свою работоспособность.

Использованная литература:

1. Краузе, Е. Н. Логопедия: Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. М.: Крона -Век, 2012.

2. Филичева, Т. Б., Чевелева, Н. А., Чиркина, Г. В. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов [Текст].- М.: Просвещение,1989.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Осень
Автор публикации:
Использование нетрадиционного игрового оборудования для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 10 мая 2013 в 13:27
+60
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
«Петушок» магнит
Яркий образ и горделивая походка, предвестник начала нового дня. Вот сопутствующие характерные черты предстоящего Нового 2017 года! Мастер-класс "Петушок"...
Как украсить ёлку? Ёлочные украшения.
Как украсить ёлку? Новый год - один из самых любимых праздников как у взрослых, так и у детей. Чтобы он стал назабываемым в жизни вашего ребёнка...