Лучший педагог года

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Анна Чильдинова
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Введение.

Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности. Дети, имеющие нарушения зрения, не воспринимают окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. Для детей с нарушениями зрения характерно недоразвитие познавательных интересов. Как показывают данные исследований В. Г. Петровой, у детей с нарушениями зрения на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Известно, что при нарушении зрения оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятия. Главным недостатком восприятия является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормально видящими детьми. Детям с нарушениями зрения требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, тест и т. п.). Замедленность восприятия усугубляться еще и тем, что из-за недоразвития психических процессов они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что дети часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечается также узость объема восприятия. Дети с нарушениями зрения выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Для детей с нарушениями зрения характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в старшем дошкольном возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении детского сада свою группу, спортивный зал и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным зрением начинают различать цвета.

Публикация «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения» размещена в разделах

Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из – за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Таким образом, в системе коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения, важное место занимает работа по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики пальцев рук.

Нетрадиционная техника рисования "цветной солью".

Цель: развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения средством нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

закреплять представления об окружающем мире;

развивать мелкую моторику рук;

развивать оптико-моторную координацию;

развивать цветовой гнозис;

Инструкция по окраске соли:

1. Приготовьте емкости с крышечками по числу цветов, в которые вы планируете окрасить соль.

2. Наполните емкости солью примерно на три четверти и намочите соль небольшим количеством воды.

3. Разведите в отдельной емкости акварельную краску и добавьте жидкость в соль. Хорошо перемещайте соль ложкой или палочкой, добиваясь равномерного окрашивания.

4. Смешанную с красителем соль оставьте примерно на 40 минут.

5. Окрашенную соль необходимо высыпать на бумажные листы и разложить тонким слоем для высыхания. Сушим окрашенную соль-сутки.

6. Готовую цветную соль разложите по емкостям, теперь она готова для использования в творческой деятельности.

Прежде чем приступить к рисованию "цветной солью", на картон кисточкой, смоченной в клее ПВА, наносится рисунок. Затем каждый предмет на рисунке посыпается солью по цвету. Также в работе можно использовать картинки с контурным изображением предмета, предварительно необходимо нанести на рисунок клей ПВА, а потом «раскрасить» его цветной солью.

Список литературы:

Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. –М. : Издательство «Экзамен», 2006.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. –М. : Издательство «Экзамен», 2005.

Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Сост. Л. А. Дружинина и др. ; науч. Ред. Л. А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.

Публикации по теме:

«Ознакомление с окружающим через эксперимент» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей.

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 09:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД