Использование нетрадиционных методов логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми

Ирина Охтеменко
Использование нетрадиционных методов логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Охтеменко Ирина Анатольевна - учитель-логопед

МБ ДОУ «Детский сад № 250» комбинированного вида», г. Новокузнецк

Все чаще в специальной педагогике применяют помимо традиционных методов логопедического воздействия нетрадиционные методы терапии, которые помогают организовать занятия интереснее, разнообразнее и содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных форм, часто оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом. Нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы тера-пии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи у детей и спо-собствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка известно достаточно много, но наиболее целесообразными и эффективными являются: аромотерапия, песочная терапия, воскотерапия, хромотерапия, пуговичная терапия, су-джок терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи, спо-собствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развитию речи, разви-тию речевого дыхания и развитию мелкой моторики.

За годы педагогической практики я пришла к выводу, что научить ребенка либо скорректировать его знания и умения, гораздо легче, если ребенок захочет этого сам.

Изучив литературу по данной теме, на своих подгрупповых занятиях я стала применять новые формы работы с детьми: песочную сказкотерапию в сочетании с хромотерапией, воскотерапию в сочетании с аромотерапией и пуговичную терапию. Первоначально я использовала на своих занятиях отдельные элементы работы с цветным песком и воском. Наработав опыт, я поняла, что созрела необходимость в объединении отдельных приемов в целенаправленный тематический курс занятий. В итоге я разработала и апробировала 3 тематических блока занятий, которые включали в себя элементы работы с песком, воском и пуговицами.

Целями этих занятий стали:

1. Активизация и пополнение словаря.

2. Совершенствование фонетической стороны речи.

3. Развитие речевого дыхания.

4. Совершенствование фонематического восприятия.

5. Развитие логического компонента мышления.

6. Развитие творческой фантазии.

7. Формирование навыка общения и взаимодействия в коллективе.

В структуру занятия по песочной сказкотерапии входило:

Использование нетрадиционных методов логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми

1. Введение в игровую среду

При работе с сухим песком либо влажным песком:

- упражнения на релаксацию и развитие дыхания

- фонетическая разминка

- слоговая разминка

- «песочная грамматика»

2. Знакомство со сказкой и ее героями

3. Моделирование игры-сказки на песке

4. Беседа по сказке, придумывание конца сказки

5. Цветная мозаика

Работа с цветным песком:

- изготовление тематической «песочной картины»

- изготовление «песочных сюрпризов» для родителей

В структуру занятия по воскотерапии входило:

1. Введение в игровую среду

При работе с теплым мягким воском:

- упражнения на релаксацию и развитие дыхания, используя ароматизационную лампу

- фонетическая разминка

- самомассаж пальцев рук

2. Знакомство со сказкой и ее героями

3. Беседа по сказке

4. Изготовление подарочной свечи для родителей

В структуру занятия по пуговичной терапии входило:

1. Введение в игровую среду

При работе с пуговицами разных размеров, форм и цветов:

- упражнения на релаксацию и развитие дыхания

- фонетическая разминка

- слоговая разминка

- «пуговичная грамматика»

2. Знакомство со сказкой и ее героями

3. Моделирование игры-сказки из пуговиц

4. Беседа по сказке, придумывание конца сказки

5. Цветная мозаика

- изготовление аппликации из пуговиц по заданной теме

Используя на своих занятиях методы терапии, необходимо соблюдать следующие принципы:

- эфирные масла и воск являются аллергенными веществами, поэтому прежде, чем начинать работу с ними, необходимо провести опрос родителей на предмет аллергиче-ских реакций.

- при применении эфирных масел, следует помнить об определенных противопоказаниях, внимательно читать аннотацию к препаратам.

- использовать на занятиях лучше знакомые ароматы: масла ромашки, лаванды, мандарина, лимона, можжевельника, масло чайного дерева.

- воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Организовывать такие занятия с детьми легко, поскольку приемы работы очень интересны, и само занятие проходит в непринужденной обстановке и игровой форме. В процессе работы у детей повышается мотивационный интерес к занятиям, развитие

познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично. На мой взгляд, нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, и помогают достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с дизартрией дошкольного возраста.

Литература

1. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Под ред. Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Речь», 2007. – 340 с.

2. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева // Ростов-на-Дону: «Фе-никс».-2002. – 448 с.

3. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология” / Под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 528 с.

4. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 256 с.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Коррекционно — развивающая среда для детей с УО (продолжение) Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми детского дома- интерната №2: 1. Развитие всех психических.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование нетрадиционных методов логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми
Опубликовано: 22 сентября 2013 в 11:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Утро весны» Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное...
Проект «Творческая мастерская».
Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у нас 3 старшие и 2...
Будущие первоклассники — участники конкурса Звёздочка в ладошке!
Воспитанники подготовительной к школе группы «Ладушки» приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Звёздочка в ладошке». Конкурс понравился...
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта».
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта». Встречаться в стенах поселкового Дома Культуры поселка Идрица ( директор Е. М. Маслова, стало...
«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3. (как...
«Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер. » А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер, он ведь тоже...