Папки-передвижки

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-педагогическом взаимодействии с детьми с СДВГ

ирина скомаровская
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-педагогическом взаимодействии с детьми с СДВГ

В дошкольных учреждениях с каждым годом становиться всё больше и больше детей имеющих диагноз СДВГ, кто-то не имеет диагноза официально, но имеет отклонения в поведении. В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества психологических и речевых патологий, которые чаще всего взаимосвязаны.

Педагоги в свою очередь стараются ребенка с проблемным поведением устранить из группы, или отстранить от игры со сверстниками, т. к. он может причинить вред здоровью окружающим. Имея в своей основе биологические механизмы, она проявляется в нарушениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер ребенка и реализуется в дошкольной, школьной и социальной адаптации формирующейся личности. Даже при всем желании гиперактивный ребенок не может выполнить правил поведения на занятиях, требующих того, чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени.

Публикация «Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-педагогическом взаимодействии с детьми с СДВГ» размещена в разделах

Отсюда основное условие развития дефицитарных функций у этих детей - предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность.

Статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинэйджеров очень высок, немногим меньше половины из них имеют в своём «послужном списке» факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончит с собой. Поэтому развитие гиперактивного ребёнка нужно контролировать и корректировать начиная с дошкольного возраста, а особенно у детей с речевыми нарушениями.

Таким образом, если начать работу с самого младшего возраста, то проблему можно устранить. Дошкольники с психологическими и речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Для успешной коррекционной – развивающей работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих психологические и речевые нарушения.

Целью работы педагогов стало повышение уровня развития коррекционно-развивающей работы с детьми с СДВГ и речевыми нарушениями при использовании различных нетрадиционных технологий с циклом игр и упражнений.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

- Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.

- Способствовать расширению словарного запаса.

- Развивать фонематический слух и восприятие.

- Развивать связную речь, лексико-грамматические представления.

- Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения, письма.

- Сделать картотеку игр для всех используемых видов нетрадиционных технологий.

- Провести работу с воспитателями и родителями по созданию благоприятных условий для использования нетрадиционных технологий в жизни детей.

Были определены основные принципы:

-принцип развития, который определяет исходную позицию педагогов по отношению к ребенку: опираться на имеющийся природный потенциал, искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы. Поэтому главная цель образования – создавать условия и подготавливать детей к непрерывному саморазвитию;

-принцип природосообразности говорит о том, что воспитание должно соответствовать как внутренней природе ребенка, так и внешним условиям;

-принцип доверительного сотрудничества рассматривает отношения педагог и ребенок как показатель успешности и завершенности образовательного взаимодействия, развивающего личность конкретного ребенка;

-принцип осознания совершаемых действий полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур;

-принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Педагоги отрабатывают навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме;

-принцип обратной связи позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются основой педагогического опыта.

Выделяют следующие направления коррекционной работы :

• Развитие общей моторики.

• Развитие мелкой моторики пальцев рук.

• Развитие артикуляционной моторики.

• Развитие фонематических процессов.

• Развитие общих речевых навыков.

• Развитие лексико-грамматического компонента языка.

Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Введение в практику нетрадиционных технологий позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка известно достаточно много, но наиболее целесообразными и эффективными являются:

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.

Ароматерапия - - лечение с помощью фитокомпозиции ароматов цветов и растений.

Музыкотерапия - воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Литотерапия - терапевтическое воздействие камней на организм человека. Имаготерапия – тетрализация. Включает в себя куклотерапию, сказкотерапию.

Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.

Воскотерапия - игра с воском.

Пуговичная терапия – игры с различными пуговицами.

Су-Джок терапия - японская технология пальцевого массажа, обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека).

Логопедический самомассаж языка, губ, лица (необходим ребенку с дизартрией).

Сказкотерапия – способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

За годы педагогической практики педагоги пришли к выводу, что научить ребенка либо скорректировать его знания и умения, гораздо легче, если ребенок захочет этого сам.

Эффективность нетрадиционных методов определяется:

- необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,

- заинтересованностью детей,

- развитием их творческой самостоятельности,

- созданием благоприятного климата на занятиях,

- ориентировкой детей на коммуникацию.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление психологических нарушений и тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,

- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Использование различных нетрадиционных форм работы в дополнение к традиционным помогает работе с ребёнком быть динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, а результаты коррекционного воздействия приятно удивляют.

Эффективность работы по преодолению ТНР и СДВГ у детей зависит от четкой и слаженной работы с родителями. Совместную работу с семьей строили на следующих основных положениях, определяющих ее содержа-ние, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами коррекционно - развивающей работы в детском саду.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьё й включает:

I)ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

2)ознакомление родителей с содержанием коррекционно - развивающей работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

3)обучение конкретным приёмам и методам нетрадиционных технологий, дыхательной и пальчиковой гимнастике, самомассажу, СУ Джок технологии.

Для реализации этих задач широко используются в ДОУ :

- информация в родительских уголках, в папках-передвижках, консультации «Применение сказкотерапии», «Играем с песком дома», устные журналы и дискуссии с участием психолога, логопеда, медиков, инструктора по физическому воспитанию, семинары-практикумы («Игровой массаж в домашних условиях», «Дыхательная гимнастика».

- «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением раз-нообразных занятий в логопедическом кабинете;

Вся работа с родителями была подчинена требованиям нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей, предлагающего активное участие родителей в педагогическом процессе.

Работа с воспитателями - одно из важнейших направлений по созданию благоприятных условий развития детей дошкольного возраста.

В план были включены разнообразные формы работы:

- собрания и педсоветы на тему: «Что мы знаем о нетрадиционных логопедических технологиях», «Нетрадиционные пособия для развития мелкой моторики дошкольников», «Система целенаправленного использования нетрадиционных технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми».

- практические консультации на тему: «Артикуляционные упражнения», «Секреты успешного взаимодействия с ребенком», «Дыхательная гимнастика детям» «Игры с мячом» и др.

- тематические консультации и беседы: «Звуковой анализ слова и предложения при играх с песком», «Развитие движений под музыку», «Использование хромотерапии в дошкольном учреждении».

- выставка литературы по данной тематике.

Вывод: Использование нетрадиционных технологий на занятиях по логопедии даёт большие возможности для психоречевой компенсации детей с речевой недостаточностью, а именно:

- быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;

- успешнее развивается речевая сноровка;

- обеспечивается психологический комфорт во время занятия;

- ребёнок запоминает большое количество речевого материала, в котором успешно закрепляются исправленные звуки речи;

- активизируются и восстанавливаются ВПФ.

Список литературы:

1. Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. - СПб. : Питер, 2004. -218 с.

2. Брязгунов И. П., Касатикова ЕВ. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 96 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии /Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб. : Речь, 2002.

4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М: Академия, 2005. - 256 с.

5. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М. : Школа-Пресс, 2000. - 112 с.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева – М. : Сфера Речь, 2001.

7. Изотова Е. И., Никифорова ЕВ. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие. - М. : Академия, 2004. - 288 с.

8. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

Публикации по теме:

«Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» «Истоки способностей и дарования детей –на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, питают источники.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ «Использование современных информационно- коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» Цель:.

Использование «Lego-технологий» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста (Слайд 1) Использование "Lego-технологий" в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста (2 слайд) В логопедической.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Массаж ложками. Презентация Слайд № 1 бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение г. Омска «Детский сад № 130» Массаж ложками. Цель: познакомить педагогов,.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку: - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;.

Коррекционно-развивающее занятие с ребёнком с ОВЗ в игровом взаимодействии Задачи: развивать межполушарное взаимодействие, межанализаторные связи, произвольную вестибулярно – моторную активность; ориентировку в.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных технологий изобразительного искусства с применением различного материала» Мастер – класс «Использование нетрадиционных технологий изобразительного искусства с применением различного материала» 1. Приветствие.

Проект «Использование игровых коррекционно-развивающих технологий в условиях разновозрастной группы детей с ТНР» Проблема: Особенность у детей с ТНР – это снижение речевой активности, неумение общаться друг с другом, т. к. языковые средства не совершенны,.

Проект «Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители воспитанников. Тип проекта: творческий. Продолжительность: долгосрочный.

Использование в образовательной деятельности нетрадиционных технологий Занимательные занятия «Использование в образовательной деятельности нетрадиционных техно-логий» Авторские разработки Игры с использованием.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-педагогическом взаимодействии с детьми с СДВГ
Опубликовано: 27 августа 2019 в 18:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД