Получи документы

Использование обобщенных моделей в работе с детьми с речевыми нарушениями

Марина Богданович
Использование обобщенных моделей в работе с детьми с речевыми нарушениями

Богданович Марина Васильевна,

Воспитатель логопедической группы, МААДОУ «Детский сад № 75» г. Энгельс.

Из опыта работы :

«Использование обобщенных моделей в работе с детьми с речевыми нарушениями».

Великий немецкий математик Гильберт на вопрос о судьбе одного из своих учеников ответил: " Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения. "

Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической таблицы химических элементов Менделеева и теория относительности Эйнштейна.

Публикация «Использование обобщенных моделей в работе с детьми с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Возможно ли развить воображение? Как раскрыть и развить творческие способности ребёнка?

Для решения этих вопросов педагогу на помощь приходит ТРИЗ.

С помощью этой теории у детей больше развивается фантазия, воображение, умение логически думать принимать правильное решение, находить выход из любой ситуации. Знания, которые предусмотрены программой быстрее и легче усваиваются благодаря ТРИЗ. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Также ребенок должен научиться излагать свои мысли логично и выразительно. Он становится маленьким языковедом, потому что учится правильно произносить слова и строить предложения, сочинять рассказы и сказки, пересказывать литературные тексты. Он учиться понимать и чувствовать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Все это необходимо ребенку для успешного обучения в школе.

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. С логопедическими проблемами коррелирует плохая память, дефицит внимания, отклонения в поведении. Что, как правило, свидетельствует и о неврологическом диагнозе. Поэтому для нас педагогов, несомненно, важным является поиск универсальных методов и приемов, которые бы отвечали современным требованиям коррекционно- педагогической работы. Уже не вызывает сомнений, что оптимальным путем развития дидактики является не удлинение времени ученичества, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации.

В настоящее время появилось большое количество технологий, различных методов, которые используются в современном образовательном процессе на основе личностно-ориентированной модели обучения, но наибольший интерес представляет метод моделирования. Моделирование заключается в том, что создаются упрощенные копии, схемы, образы, заменители или аналоги, которые и называют моделями. А. Эйнштейн высоко ценил умение моделировать : «Осознание того, что наше сознание оперирует теоретическими моделями реальности, а не самой реальностью, является важнейшей особенностью современного научного подхода».

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия, на основе которого требуется создать в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или явлении, составить схему изучаемого явления. Решать успешно эти задачи помогают модели, поскольку метод моделирования способствует осуществлению системного подхода в ознакомлении детей с окружающим миром, формирует интерес к окружающему.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

Такой подход, как показала многолетняя практика актуален и в работе с детьми с нарушением речи. Развитие познавательных способностей детей мы осуществляем как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в проектной деятельности. Несомненно, явления живой и неживой природы стимулируют детскую познавательную деятельность и формируют устойчивый интерес к окружающему.

Если рассмотреть психические процессы, которые задействованы в этой деятельности, то от внимания и восприятия объекта или явления формируется образ, затем, с помощью процессов осознания и выявления главного и уточнения деталей образуется модель объекта или явления, которое затем откладывается в памяти.

Общеизвестно, что все люди мыслят моделями. По мнению Н. Бехтеревой, мозг легко берет на вооружение стереотипы, базируется на них для обеспечения следующего уровня деятельности и в то же время, пока может, пока есть богатство, борется с монотонностью. Чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек. Обобщенная модель – это и стереотипность, с одной стороны, (без которой невозможно работать с детьми с нарушениями речи) и эффективное вовлечение мозга в деятельность с другой стороны.

В коррекционно-педагогической работе различные «модельные ряды» играют важную роль. Они помогают сформировать у детей способность анализировать объекты, осознанно выделять в них различные стороны, объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их признаках в целостные знания об окружающей действительности, что способствует преодолению речевых нарушений. Работая с моделями, мы стараемся следовать принципу: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Мы используем обобщенные модели при обучении детей составлению описательных рассказов, загадок, рассказов по картине; в разных видах деятельности: в проектах, индивидуальных занятиях логопеда и других.

Модель всегда описывает моделируемый объект не полностью, но при правильно выбранных частях и связях, для четко ограниченных областей и условий применения, модель описывает объект достаточно полно и правильно. Неточная исходная модель дает неточные результаты анализа, и наоборот.

Модель может быть графической (чертеж, картина, план, схема —удобна для моделирования пространственных, временных, количественных, функциональных отношений, математической (формулы, теоретической (законы, теории, вербальной (словесное описание, вещественной (глобус — модель Земли, игрушки — модель предметов.) или образной. Один и тот же объект, в зависимости от целей исследования, может иметь разные модели.

Метод моделирования развивает у детей умения с помощью графической аналогии составлять

• описательные рассказы о предметах, временах года и т. д. ;

• знакомит их с характерными особенностями предметов с помощью условных обозначений;

развивает у детей психические процессы: память, внимание, мышление;

• развивает умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Мы, применяя данный метод в работе с детьми, помогаем им усваивать знания, закрепляя и систематизируя их, развиваем детское мышление, подготавливаем почву для его совершенствования, готовим ребенка к школе.

На основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формировался понятийный характер слов.

При составлении описательного рассказа, например, о посуде, транспорте, использовала схемы – модели, которые помогали детям:

самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

установить последовательность изложения выявленных признаков;

удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа – описания.

Эти схемы использовала для придумывания загадок описательного характера. «Он голубой, круглый, большой, летучий, упругий, резиновый, его можно подбрасывать вверх или привязать за ниточку» - такую загадку придумал ребенок про воздушный шар.

Намного увеличился словарный актив у детей по теме «Овощи – фрукты»

Работая с детьми с нарушением речи мы заметили, что они испытывают большие трудности в последовательности изложения речевого материала.

Например, рассказать о производстве хлеба, одежды, мебели, книги и т. д. ребёнок затрудняется, а вот если схематично показать, то он лучше усвоит, да и ему это интересней. Дети рассказывают: кто принимает участие в изготовлении, что делают эти люди и т. д., то есть идёт работа над словарём.

У детей логопатов при пересказе даже небольшого рассказа может возникнуть затруднение. Чтобы дети научились строить цельные и связные рассказы, делаем опору на наглядно- графический план.

При рассказывании сказок используем либо графический план, либо модели, что существенно повышает качество их речи, активирует речемыслительную деятельность. Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.

Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Моделирование используем в разных видах деятельности. Как правило, модели, используемые при ознакомлении с явлениями неживой природы выглядят как схемы, либо имитация физического процесса. Это зрительные модели. Они хороши, потому что обобщение идет через зрительное восприятие, так называемую наглядность. Недостатком является то, что при этом мало используется слуховой анализатор и практически не используется образная речь. Явления описываются через существительные и глаголы, практически не используются прилагательные.

Образные сравнения, загадки, метафоры – это тоже модели, только модели словесного характера. Уильям Гордон – автор метода синектики еще в середине прошлого века правомерно утверждал, что метод символической аналогии (часть синектики) позволяет значительно активизировать творческое мышление и лучше понять происходящие процессы.

У. Гордоном даны примеры высшего проявления символической аналогии, выражены в поэзии древних скальдов, так называемых кенингах. Например, «страж неуловимого» – так характеризуются часы в кенинге; корабль – это «конь морей»; слово – это «могущественная малость».

Действительно, в ёмком и точном метафорическом словосочетании ухватывается суть явления и это сочетание является словесной моделью. При построении словесной модели активизируется работа обоих полушарий мозга, в правом полушарии появляется образ, в левом – активизируется речь. При гармоничной подготовке детей к школе, на наш взгляд, очень важно в равной степени задействовать оба полушария.

В этом направлении предусмотрена работа по составлению словесных моделей, на основе наблюдаемых явлений. Словесная модель строится как простое сравнение, например, радуга по форме похожа на коромысло, более сложный вариант, когда на основе сравнений составляется метафора: «После дождя появился воздушный мост» или описательная загадка: «Льется, журчит, греется, испаряется и вверх поднимается» (Вода).

Мы убедились, что модели-схемы работают, как минимум в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера.

Повторюсь: для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни.

На наш взгляд, овладение детьми с нарушениями речи способами обработки информации как раз и помогает им переживать ситуацию успеха ежедневно, в каждом виде деятельности.

Продуктивность работы по преодолению этих недостатков зависит от многих факторов, прежде всего от системного подхода, который предполагает полноценное вовлечение в коррекционно-педагогический процесс всех участников: детей, родителей и педагогов.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Алышуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ. - М, 1991.

2. Апресова А. Г. «Составление сравнений

на занятиях по ознакомлению с явлениями неживой природы».

3. Богат В. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное воспитание. -1998.-№ 1.

4. Богат В. Развивать творческое мышление: ТРИЗ в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1.-

5. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. -1982. - №3.

6. Ветрова Н. М., Формирование у детей старшего дошкольного возраста

способности к перцептивной абстракции приемами моделирования. // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. - Иркутск., 1972.

7. Крохина И. Н. «Использование обобщенных моделей в коррекционно- педагогической работе с детьми с речевыми нарушениями (ОНР 3 уровень).

8. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004.

Публикации по теме:

«День победы» Итоговое занятие для детей 6–7 лет с речевыми нарушениями «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Итоговое занятие для детей 6 – 7 лет с речевыми нарушениями Карягина Г. Н., Учитель-логопед МАДОУ № 79, г. Кемерово Задачи:.

Особенности социально-психологической адаптации детей с речевыми нарушениями авторы Заренкова Т. С., Аверьянова Н. В. Особенности социально-психологической адаптации детей с речевыми нарушениями. Социально-психологическая.

Игрушки-шнуровки своими руками (из опыта работы с детьми с речевыми нарушениями)Игрушки-шнуровки своими руками (из опыта работы с детьми с речевыми нарушениями) Всем известно, что игры-шнуровки являются одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики, что особенно актуально для детей.

Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. В настоящее время, к сожалению, нечасто.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Коррекция тонкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями через предметно-манипулятивную деятельность Обоснование актуальности Коррекционно- развивающее обучение и воспитание детей в логопедической группе предполагает не только формирование.

Обеспечение психологического комфорта у детей с речевыми нарушениями при использовании игр и пособий для мальчиков и девочек Для создания в образовательных учреждениях условий, сохраняющих и укрепляющих здоровье воспитанников, необходима оптимизация учебной, психологической.

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениямиРазвитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Развитие речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние.

Самообразование «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями» Муниципальное общеобразовательное учреждение Дмитриево Помряскинская средняя школа (дошкольная группа) План самообразования на 2014-2015.

Современные технологии, используемые на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями ОНР III уровня Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Любая технология включает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование обобщенных моделей в работе с детьми с речевыми нарушениями
Опубликовано: 23 октября 2016 в 20:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД