Использование подвижных игр в коррекции звукопроизношения.

Марина Брагина
Использование подвижных игр в коррекции звукопроизношения.

Огромные педагогические возможности таят в себе произведения народного фольклора. Пестушки, колыбельные песни, потешки, прибаутки, поговорки, сказки, былины, народные подвижные игры нашли широкое применение в логопедической практике. «Игра, как песня - вольное вдохновенное создание самой детской природой»,- писал К. Д. Ушинский. В народной игре на фоне двигательной активности переплетаются заклички, дразнилки, переклички, перевёртышы. Поэтому осуществляется наиболее полный выход эмоциональной и чувственной энергии детей, их темперамента. Ребёнок освобождается от комплексов. Таким образом, создаются благоприятные условия для решения коррекционных проблем.

Для преодоления нарушений звукопроизношения применяются русские, молдавские, туркменские, белорусские, татарские, казахские, башкирские, эстонские игры; игры народов Урала. Эти игры используются на этапах автоматизации и дифференциации звуков.

Таблица Народные подвижные игры, используемые для коррекции звукопроизношения.

Название игры Автоматизация звука Дифференциация звуков

«Барашек»(Молдавия) «с»

«Птицелов»(Россия) «ч»-«с»

«Курочка, цыплята коршун»(Россия) «р» «ш»-«с»

«Мороз»(Белоруссия) «Ш»

«Собери яблоки», «Прыжки через ров»(Туркмения) «ш»-«с»

«Грушка»(Белоруссия) «ш»-«с»

«Лягушка» (Россия) «ш»-«с»

«Кот и мыши»(Россия) «Ш»

«Козлик и дети» (Россия) «Ш»

«Король Мавров»(Эстония) «р»

«Лошадки»(Молдавия) «р», «ц»

«Цыплятки» (Казахстан) «р»

«Воробьи и вороны»(Урал) «р»

«Роща растёт» (Урал) «р»

«Вороны» (Россия) «р»

«Заплетись, плетень» «з»

«Пчёлки и ласточка» (Россия) «з»

«Ёжик и мыши» (Белоруссия) «ж»

«Огуречик» (Россия) «ш»-«Ч»

«Волк» (Россия) «ш»-«Ч»

«Лягушка и кукушка» (Россия) «к» «л»-«ль»

«Стадо» (Россия) «л»-«ль»

«Заря» (Россия) «л»-«ль»

«Прела-горела» (Белоруссия) «л»-«ль»

«Заяц-месяц» (Белоруссия) «л»-«ль»

«л»-«ль»

«Лиски» (Белоруссия) «л»-«ль»

«Сова» (Россия) «л»-«ль»

«Кошка и мышка»(Литва) «л»

«Игровая» (Урал) «л»

«Дедушка Трифон» (Урал) «с»-«сь»

«Скачки» (Туркмения) «ч»-«ш»

«Овцы и чабан» (Туркмения) «ч»

«Колечко» (Белоруссия) «р»-«л»

«Заплетись, плетень» (Урал) «р»-«л»

«Темирбай»(Казахстан) «р»-«рь»

«Горелки» (Россия) «р»-«рь»

«Перехватчики» (Татарстан) «р»-«рь»

«Сижу-посижу» (Урал) «ц»-«с»-«ш»-«ж»

«Ручеёк» (Урал) «ч»

«Пустое место» (Урал) «д»-«т»

«Медный пень» (Башкирия) «д»-«т»

«Юрта» (Башкирия) «р»-«л»

«Продаём горшки» (Татарстан) «ш»-«Ж»

«Займём место» (Татарстан) «щ»-«Ч»

«Серый волк» (Татарстан) «Г»-«К»

Рассмотрим пример.

Русская народная игра «Козлик и дети».

- Кто хочет быть водящим козликом?

Сейчас Даша выберет водящего.

Даша считает:

Шёл козлик по мостику

И вилял хвостиком.

За перила зацепил

Прямо в речку угодил.

-В словах этой игры встречается «Ш». давайте произнесём по очереди этот звук. (Дети произносят «ш»).

- Послушайте, как я выделяю этот звук в словах.

Вышшшел козлик погулять

Вышшшел ношшшки поразмять.

Козлик ношшками стучит

По-козлиному кричит.

-А теперь вы выделите «ш» вместе со мной.

-Сейчас самостоятельно.

Дети встают в круг, а козлик в середину.

Вышел козлик погулять

Свои ножки поразмять.

(Дети идут по кругу,взявшись за руки, а «козлик» идёт противоходом топающими шагами).

Козлик ножками стучит

По-козлиному кричит.

(Два раза, стоя на одной ножке, дети хлопают в ладоши, а «козлик» прыгает на одной ноге, одновременно постукивая возле неё другой).

-Ме-Ме-Ме!

(Дети разбегаются, а козлик их ловит).

- Кто ни разу не попался козлику? Кто оказался самым ловким?

Вывод: Использование народных подвижных игр в педагогическом процессе позволяет не только сократить сроки работы над звуком, но и способствует приобщению к народной культуре.

Речевой материал к некоторым народным подвижным играм.

«Темирбай»

Пять детей у Темирбая

Дружно весело играют,

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели

Сделали вот так!

«Прела-горела».

Прела-горела за море летала,

А как прилетела,

Так где-то и села,

Кто первый найдёт,

Тот себе возьмёт.

«Прыжки через ров»

Если хочешь

Ловким быть,

Если хочешь

Сильным быть.

Если хочешь

Быть здоров -

Прыгай с нами

Через ров!

«Колечко»

Вот по кругу я иду,

Всем колечко вам кладу,

Ручки крепче зажимайте

Да следите, не зеайте!

«Король мавров»

-Здравствуй, король мавров!

-Здравствуйте! Кто вы?

-Мы— мавры!

-Что вы умеете делать?

-Любую работу.

«Собери яблоки»

Угадай, Фатимушка,

Что в мешке у бабушки:

Луковицы?

Пуговицы?

Рис?

Или мука?

Если догадаешься,

Бабушка даст яблочко –

Красное,

Щекастое,

Из полного мешка!

«Игровая»

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делай, как я!

«Ёжик и мыши»

Бежит ёжик- тупу-туп,

Весь колючий, остер зуб!

Ёжик, ёжик, ты куда?

Что с тобою за беда?

Ёжик ножками туп-туп!

Ёжик глазками луп-луп!

Слышит ёжик – всюду тишь,

Чу. Скребётся в листьях мышь!

Беги, беги, ёжик,

Не жалей ты ножек,

Ты лови себе мышей,

Не лови наших детей!

Публикации по теме:

Азбука доброты и вежливости. Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие «Родина», но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для.

Фольклор в воспитании детей младшего возраста Фольклор в воспитании детей младшего возрастаЗначение родной культуры для воспитания детей. Величайшие художники, музыканты, поэты неоднократно.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Этикет
  • Транспорт
Автор публикации:
Использование подвижных игр в коррекции звукопроизношения.
Опубликовано: 13 октября 2012 в 06:54
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль — март
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март ( В. В. Гербова) Тема недели «Неделя здоровья» Занятие 1 Тема Обучение...