Использование познавательно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Елена Голубьева
Использование познавательно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

В исследованиях замечательного психолога Н. Н. Поддъякова в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей, выделяется деятельность экспериментирования как истинная детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В процессе организации познавательно- экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

-создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;

-развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

-развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;

-умение делать выводы, а также:

-развитие внимания, восприятия, мышления;

-создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру:

На первом этапе – постановка проблемы, которую надо решить. Исходя из выявленной проблемы, вместе с детьми продумывали цель (что нужно сделать для решения проблемы); выдвигали гипотезы (искали возможные пути решения проблемы).

И вот наступал момент экспериментирования (различные опыты, сбор данных).

Оказывается, воздух есть повсюду. Помогли нам это узнать материалы из лаборатории: воздушные шарики, пустые пластмассовые бутылочки, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, листочки плотной бумаги. Воздух может работать! Может двигать предметы! И даже имеет вес!

Использование познавательно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Найти город на глобусе и рассмотреть мелкие предметы помогают волшебные стёклышки - лупа, микроскоп, а с помощью телескопа можно смотреть на звёзды, луну!

Соединить скрепки в цепочку помогает магнит! Но магнит не всемогущ, он притягивает только железные предметы, а с другим магнитом может и «рассориться». Он помогает людям не заблудиться ни в лесу, ни в океане. Дети сами с помощью иголки изготовили магнит, определили стороны света.

С раннего возраста наши дети знают, что на бумаге можно рисовать, клеить. Оказывается она, попав в воду, становится совсем другой! Дети с изумлением и восторгом наблюдали, как раскрывались в воде бумажные цветы!

Нравится детям экспериментировать с растениями. Какой лук быстрее даст зелень – тот, который перед посадкой замочили на несколько дней или сухой? Какие семена взойдут раньше? В открытом грунте, или под плёнкой? Зачем надо их поливать? Как определить нуждающееся в поливе растение и многое другое.

При организации опытно – экспериментальной деятельности учитываю следующие требования:

-безопасность для жизни и здоровья детей;

-достаточность возрасту и уровню развития;

-доступность расположения материала.

Не забываю об интеграции исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтение «научной» литературы – детских энциклопедий, игрой, продуктивной детской деятельностью.

Мои дети в этом году пойдут в школу. Они любознательны, активны, любят экспериментировать, задают много вопросов об устройстве и назначении новых предметов, умеют устанавливать причинно – следственные связи, спланировать свою деятельность. У них сформирован познавательный интерес. И немаловажную роль здесь сыграла познавательно – исследовательская деятельность.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе и к окружающему миру.

Воспользуемся мудрым советом: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому. Что он узнал» В. А. Сухомлинский.

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Публикации по теме:

Из опыта работы по исследовательской деятельности детейИз опыта работы по исследовательской деятельности детей Информация из опыта работы по развитию исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста. воспитатель логопедической группы.

Выступление–презентация из опыта работы на тему «Экспериментирование с предметами» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Использование познавательно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 4 сентября 2013 в 21:34
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 61.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...