Получи документы

Использование приемов образовательной кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста условиях ДОУ

Ирина Витькина
Использование приемов образовательной кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста условиях ДОУ

«Использование приемов образовательной кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста условиях детского сада и семьи»

Цель семинара: повышение профессиональных компетенций участников в процессе интерактивного педагогического общения по освоению приемов образовательной кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Задачи:

1. Познакомить участников с эффективными приемами образовательной кинезиологии.

Публикация «Использование приемов образовательной кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста условиях ДОУ» размещена в разделах

2. Продемонстрировать участникам мастер - класса комплекс кинезиологических упражнений, применяемый в работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

3. Развить умения участников мастер - класса по использованию приемов образовательной кинезиологии.

4. Повысить мотивацию у участников мастер - класса по овладению нетрадиционной здоровьесберегающей технологией и её широкому применению в совместной деятельности с дошкольниками.

5. Показать совместную работу специалистов ДОУ (инструктора физкультуры, психолога, логопед)

Оборудование: кинезиологические мешочки, гимнастические палки, малые мячи, балансиры, обручи.

Планируемые результаты:

1. Расширятся представления у участников об эффективных приемах в образовательной кинезиологии.

2. Участники овладеют практическими умениями по использованию приемов образовательной кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста.

3. У участников мастер – класса повысится мотивация по овладению нетрадиционной здоровьесберегающей технологией и её широкому применению в совместной деятельности с дошкольниками.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте поздороваемся с помощью движения пальцев и выполним упражнение.

Упражнение «Здравствуйте»

Пальцы правой руки поочередно здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками.

Предлагаю познакомиться с одним из способов активного развития дошкольников – кинезиологическими упражнениями. Это двигательные упражнения, которые стимулируют развитие умственных способностей сада и семьи».

Упражнение-активизатор: «Массаж ушей»

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием мозга и добиться гармоничного развития их у ребёнка.

Познавательная деятельность детей, их координация, ориентация в пространстве, адекватность эмоциональных реакций зависят от того, как взаимодействуют между собой правое и левое полушария головного мозга, то есть от сформированности мозолистого тела – сплетения нервных волокон, которое соединяет правое и левое полушария. Межполушарное взаимодействие можно укреплять при помощи кинезиологических упражнений. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, память, внимание. Чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее изменения.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Виды кинезиологических упражнений :

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга;

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Способы организации при выполнении упражнений

Совместно со взрослым;

Самостоятельно;

В парах;

В группах;

Комбинированно

Эстафеты

Выполнение физических упражнений

В помещении;

На улице;

В воде;

С предметом или оборудованием;

Без предмета

Стоя, лежа, сидя

Перекрестные движения

скрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой

(вперед, вбок, назад) или правой ногой и левой рукой

Выполнение упражнений без предмета

Ассиметричные движения руками

Ассиметричные движения руками и ногами

Выполнений упражнений перемещением по площадке

(с продвижении вперед, в сторону, назад, в прыжках)

Приемы перемещения :

Шаги, скрестные шаг, шаг с поворотом, приставные шаги, подскоки, прыжки

Выполнение упражнений с дополнительным оборудованием и инвентарем

Оборудование:

Гимнастическая стенка, стулья, балансиры, гимнастические лавки, модули и т. д.

Инвентарь:

Мячи, фитболы, ленты, обручи и т. д.

Телесные упражнения

1. «Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге

Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. «Мельница»

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

3. «Паровозик»

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. «Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

5. «Колено – локоть»

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

6. «Яйцо»

Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

7. «Дерево»

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)

8.«Крюки»

Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Кинезиологические мяшочки

В основе коррекционно-развивающей методики «Кинезиалогические мячи и мешочки» лежит многолетний опыт американского педагога-исследователя Билла Хуберта, который создал систему Bal-A-Vis-X (балансировочные аудиально-визуальные упражнения, состоящую из более 300 эффективных упражнений с мячами и мешками на подбрасывание и отскок. Мы сегодня будем использовать кинезио мешочки, специальные ритмичные упражнения с небольшими мешочками, наполненными на 2/3 песком («Живые мешочки» - название для детей, с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых индивидуальных движений. Постепенно сложность нарастает, более сложные упражнения выполняются детьми в паре; некоторые упражнения выполняются группой детей. Часть упражнений выполним сегодня:

Все упражнения можно поделить на 4 группы:

Подбрасывание

Перемещение

Перебрасывание

Перекладывание

(Голова, плечи, спина, за спиной, из руки в руку, соседу, перед собой, над головой, вверх, вниз).

Усложнение : А) Внешний ритм – музыка, метроном, хлопки и т. д. .

Б) Слова, тексты правила русского языка, скороговорки, стихи

В) Движения: ходьба, хлопки, балансир.

Подключение перемещения

«Перекрестные шаги»

Вытягивайте руки перед собой и сначала делайте параллельные шаги. Затем меняйте руки и ноги и делайте перекрестные шаги. Параллельные шаги 6 раз и перекрестные шаги тоже 6 раз.

Упражнения

1.«Пробуждение мешочка». Поглаживание мешочка с обеих сторон. Сначала правая рука сверху, затем левая.

2.«Добываем огонь». Крутим мешочек между ладоней, имитируя добычу огня.

3.«Высоко сижу…» Мешочек кладем на голову. Руки на пояс.

а) Поворот один раз на 360 градусов. В одну и в другую сторону.

б) Приседание. Вниз. Вверх.

в) Стоим в позе цапли на правой ноге, затем на левой по 5 секунд.

г) Ловим мешочек, сбрасывая его с головы в обе руки.

д) Ходим с мешочками на голове, спине, плечах и т. д.

4. «Батут». Подбрасывание мешочка по очереди каждой рукой по несколько раз. Сначала ловим мешочек на уровне груди ладонью, смотрящей вверх. Повтор несколько раз. Затем меняем захват, перехватывая его налету на уровне головы, при этом ладонь смотрит вниз – в сторону. Повтор несколько раз.

5. «Восьмерка». Упражнение делается в наклон. Ноги на ширине плеч. Мешочек передаем между ног, обводя каждую ногу по траектории цифры восемь. Сначала правая ведущая рука, затем левая. Повтор несколько раз.

6. «Не урони!». Подбрасывание мешочка с хлопком двумя руками – хлопаем в ладоши и ловим мешочек. Ребенок стоит ровно.

7.«Плечо-голова-плечо». Кладем мешочек на левое плечо, хлопок двумя руками. Кладем мешочек на голову, хлопок двумя руками. Кладем мешочек на правое плечо, хлопок двумя руками. Повтор несколько раз.

8. «Жонглирование». Жонглирование двумя мешочками.

9. В парах: «Лови». Бросание мешочков друг другу одновременно, только так, чтобы мешочки не падали. Например: бросаем правой рукой – ловим левой, бросаем правой – ловим правой, бросаем левой – ловим левой. Действия проговариваем.

10. В группе: «Передай по кругу…» Дети становятся лицом в круг. Начинаем передавать мешочек по кругу следующим образом. Ребенок вкладывает мешочек в правую руку соседа. Тот перекладывает его в свою левую руку и перекладывает следующему ребенку в правую руку и так далее по кругу. Повтор 2-3 круга. Затем мняем направление передачи мешочка в другую сторону. Повтор 2-3 круга

Для результативности необходимо учитывать определенные условия :

· педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка выполнять движения и приемы, получив обратную информацию о специфике воздействия. Это же условие обязательно и для родителей, для того, чтобы родитель мог понять, какие ощущения вызывает то или иное упражнение, какие органы задействует, какой результат дает.

· систематичность выполнения упражнений

· качество скорость сложность

- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели. Постепенное увеличение темпа и сложности (дети младшего возраста учатся выполнять пальчиковые игры, после того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс кинезиологических упражнений, состоящих из 2 - 3 положений рук последовательно сменяющих друг друга).

· упражнения проводятся утром, длительностью 5-15 мин. ; так же

- Как часть развивающих занятий

- В качестве динамических пауз

- Перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

- Нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями творческую деятельность детей;

Для родителей рекомендуется проводить упражнения с ребенком в любое время, но если ребенку предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

· кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект.

В заключении: Применение приёмов кинезиологии в условиях детского сада и семьи дает положительный результат, педагоги и родители отмечают, что у детей улучшаются психические процессы, их мыслительная деятельность, формируется пространственная ориентировка, развиваются моторные навыки, снижается утомляемость, развиваются навыки самоконтроля и саморегуляции.

Так же в условиях семьи, когда родители в игровой форме выполняют с детьми кинезиологические упражнения, они становятся активными участниками образовательного процесса, а не наблюдателями, что способствует формированию активной позиции родителя, улучшению детско-родительских отношений, повышению их психолого-педагогической грамотности, что положительно влияет на развитие детей в настоящем и будущем.

В ходе интерактивного семинара я показала вам одну из практических форм нашей развивающей деятельности. Представили современный арсенал образовательной кинезиологии, которую педагог способен усвоить, опираясь на знания об особенностях индивидуального и возрастного развития детей.

Так же, данные технологии очень удобны в применении, их можно использовать в любом пространстве и без дополнительных атрибутов, только с использованием ресурсов собственного тела и эмоций.

Используемая литература

1. Арефьева Т. Гармония движения и мысли [Текс] : психомоторика / Т. Арефьева // Обруч. - 2012. - № 2. - С. 16-17.

2. Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр [Текст] / С. Ю. Афонькин, М. С. Рузина. - СПб., 1997.

3. Голубева В. А. Коррекция нарушений поведения у детей со сложной структурой дефекта [Текст] / В. А. Голубева // Логопедия сегодня. - 2009. - № 4. - С. 65-68.

4. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 64 с.

5. Коронаева Е. Служба ранней помощи [Текст] : коррекция нарушений в развитии / Е. Коронаева // Обруч. - 2010. - № 5. - С. 9-10.

6. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей [Текст] : сб. метод. рек. / Л. В. Лопатина [и др. ]. - СПб. : САГА. - 271 с. - ISBN 5-9754-0006-6 (Сага).

7. А. Л Сиротюк “Обучение детей с учетом психофизиологии”.

8. А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

9. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса

для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков.

М., ВНИИФК, 1999.

10. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М. ,

«Восхождение», 1998.

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов образовательной кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста условиях ДОУ
Опубликовано: 9 апреля 2024 в 17:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД