Получи документы

Использование проектного метода в ДОУ

Юлия Павловна Бронивец
Использование проектного метода в ДОУ

Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Происходит переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников. Это находит свое отражение в переходе на личностно-ориентированную модель работы с детьми. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса.

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий, что открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из более эффективных в наши дни стал метод проектов.

Публикация «Использование проектного метода в ДОУ» размещена в разделах

Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика «Метод проектов» (1918, в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской педагогике.

Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. Педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении воспитанникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.

В настоящее время педагогические проекты классифицируются :

o по составу участников;

o по целевой установке,

o по тематике;

o по срокам реализации.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить основные этапы:

1. Целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов :

Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации и т. п. ;

• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;

• Творческие (оформление результата проекта в виде детского праздника, детского дизайна и др.

Иформационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя этапы проекта.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи, педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. По нашему мнению, одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Содержание комплексной программы “Детство”, по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. Реализации этому так же активно способствует педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование позволяет нам интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Образовательная деятельность становится не только более результативной, но и интересной. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

При использовании педагогического проектирования нами было отмечено повышение качества работы в образовательном пространстве ДОУ:

• произошло обогащение предметно – развивающей среды;

• повысилась активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического коллектива;

• сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;

• было пополнено программно – методическое обеспечение.

Проектная деятельность – это коллективная деятельность, в которой участвуют: дети – педагоги – родители. Данная деятельность предполагает совместное, коллективное продумывание, организацию, реализацию плана действия, где сохраняется индивидуальность каждого ребенка. Таким образом, решаются задачи эффективного взаимодействия детского сада, семьи и общества.

Публикации по теме:

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Система педагогической деятельности Для аттестации. Система педагогической деятельности. Моя миссия-Реализовать личностно-ориентированную модель педагогической работы с детьми;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проектного метода в ДОУ
Опубликовано: 2 октября 2013 в 13:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД