МААМ-картинки

Использование проектного метода в системе совместной деятельности семьи и детского сада по приобщению к национальной культуре

Наталья Ельмеева
Использование проектного метода в системе совместной деятельности семьи и детского сада по приобщению к национальной культуре

В настоящее время много говорится о важности приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю на которой живешь. Поэтому дошкольникам необходимо знать и изучать культуру своих предков, историю родного края. Именно акцент на знание истории мордовского народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов в поликультурном пространстве.

Публикация «Использование проектного метода в системе совместной деятельности семьи и детского сада по приобщению к национальной культуре» размещена в разделах

Формирование патриотических чувств к своей Родине, приобщение дошкольников к национальной культуре на основе духовно-нравственного развития проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключение семьи к процессу ознакомления дошкольников с родным краем объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья, т. е. любовь и привязанность к детям, духовно-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность и т. д. В нашем дошкольном образовательном учреждении, работа с родителями построена таким образом, что они являются равноправными участниками развивающего процесса. Важнейшим условием работы детского сада является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива и родителей. С помощью одной из форм инновационной работы - проектного метода - педагоги последовательно конструируют процесс взаимодействия с семьей, поэтому общение с родителями разворачивается как совместная деятельность субъектов в рамках сотрудничества, содействия и взаимного дополнения.

Цель данного педагогического, долгосрочного проекта :

Создание устойчивой мотивации и оптимальных условий для духовно – нравственного развития дошкольников через мир народной культуры, семейные национальные традиции.

Добиваясь основной цели, включив ценности семьи и традиции мордовского народа в процесс воспитания дошкольников, решаются следующие задачи:

1. Формирование базовой культуры дошкольника, развитие тех сторон его личности, для которых существует благоприятные субъективные условия и объективные возможности детского сада и семьи;

2. Создание в детском саду и семье условий для саморазвития дошкольника как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности;

3. Содействие педагога и родителей всестороннему развитию ребенка, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности дошкольника в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа.

4. Овладение родителями основами этнопедагогики и этнопсихологии, реализация лучших семейных национальных традиций и на этой основе приобщение дошкольника к культуре предков.

В основу познавательно-педагогического проекта мы положили общепринятые принципы:

1. Гуманизм и демократизация;

2. Защищенность, комфортность, природосообразность, сотрудничество;

3. Общечеловеческое развитие на основе семейных, местных, региональных и национальных традиций;

4. Воспитание дошкольников на основе духовно-нравственных ценностях семьи, родной культуры;

5. Интеграция воспитательно-образовательных усилий детского сада и семьи.

Предполагаемые итоги реализации данного проекта /гипотеза/

- сохранение преемственности поколений и семейных традиций;

- освоение дошкольниками системы общечеловеческих этнических ценностей;

- формирование этнической толерантности и идентичности как условия устойчивого положения в социуме;

- обеспечение успешности личностного и профессионального функционирования в поликультурном обществе.

Работа по проектной деятельности составила пять этапов.

1 этап – подготовительный /разработка проекта/

- определение проблемы;

- постановка цели и задач;

- подбор методической, дидактической, художественной литературы, практического материала;

- составление тематического, перспективного планов работы.

2 этап - исследовательский

- выполнение проекта.

3 этап – заключительный

- анализ поставленной цели;

- обобщение результатов работы, формулировка выводов;

- составление рекомендаций.

4 этап – презентация проекта.

5 этап – определение задач к новому проекту.

Чтобы добиться поставленных задач, работа ведется в трех направлениях :

1. Введение национально-регионального компонента во все виды деятельности.

Ценность этого введения в том, что оно не требует специальной подготовки и большого количества времени и связано непосредственно с изучаемой тематикой, что помогает лучше понять ее на примерах, которые дошкольники встречают в повседневной жизни (с помощью опыта родителей).

2. Проведение мероприятий, направленных на этнокультурное воспитание.

Фольклорные и семейные праздники совместно с родителями, участие в обрядах, проведение «устных журналов», циклов бесед, викторин, мини-КВНов - ни одно такое мероприятие не обходится без родителей. Они готовят костюмы, учат вместе с детьми стихи и песни, участвуют в конкурсах. Все события, происходящие в детском саду, освещаются в уголке для родителей. Дети совместно с родителями составляли свои генеалогические древа. При изучении истории мордовского костюма, родители собрали целую коллекцию старинных головных уборов. Таким образом, совместная деятельность семьи и детского сада является основой для формирования патриотических чувств у детей. С помощью родителей была создана хорошая предметно-развивающая среда: во всех возрастных группах созданы уголки национальной культуры, собраны библиотеки книг для детей и взрослых о Мордовии и городе Саранске, оформлены тематические альбомы, наряжены куклы в мордовские национальные костюмы, собраны аудиотека и картотека.

3. Туристско-краеведческая работа в этнографическом плане.

Совершая туристические походы и экскурсии по г. Саранску у воспитанников развивается чувство патриотизма к судьбе своей малой родины, своей республике. Все туристические походы и экскурсии проходят при активном участие и содействии родителей. Были организованы экскурсии «Театры нашего города», «Саранск вечерний», «Музеи Саранска», «Исторические памятники и их герои», «Архитектура столица Мордовии» и др.

Все эти разнообразные формы совместной деятельности родителей, детей и педагогов проходят в рамках мини-проектов «Ознакомление дошкольников с городом Саранск», «Великие люди Мордовии», «Мордовские писатели и поэты», «Спортивная Мордовия», которые являются составными частями познавательно-педагогического, долгосрочного проекта «Сотрудничество семьи и детского сада в работе по приобщению дошкольников и национальной культуре на основе духовно-нравственного развития». Работа, проводимая в рамках проектной деятельности, помогает наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшает детско-родительские отношения на основе совместной деятельности. Безусловно, всё это приобщает дошкольников к истории родного края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Осознавая позитивность и важность данной работы, педагоги в тесной взаимосвязи с семьёй стремятся заложить в детские души любовь и интерес к прошлому и настоящему родного края; развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, краю; воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в республике, сопричастность к этому.

Работая по данной технологии, мы хотим воспитать настоящих патриотов своей малой Родины, своего края, а это не возможно без совместной деятельности семьи и детского сада. Только при тесном сотрудничестве данных субъектов можно вырастить настоящих граждан России, способных освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Публикации по теме:

Праздник русского валенка Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический.

Презентация к конспекту занятия «Путешествие в хантыйскую сказку» младшая группа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проектного метода в системе совместной деятельности семьи и детского сада по приобщению к национальной культуре
Опубликовано: 1 сентября 2014 в 21:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД