Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

светлана пысина
Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Тема по самообразованию.

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Любовь к близким, к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. Рост научно – технического прогресса, новые открытия и изобретения – отодвинули на второй план духовные ценности.

Проблема воспитания у порастающего поколения- любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие- падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения таких качеств, как любовь и уважение к родителям, сочувствие к больным и обездоленным. На смену им приходит всплеск насилия и жестокости.

С введением в действие закона РФ об образовании, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, изучения истории страны, края.

«Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу. И тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас земля. И легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой жизни…» Д. С. Лихаёв

И можно точно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста доступны эти чувства. Это- начало патриотизма, которое рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина.

Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а не просто навязать им знания! Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение.

Одним из таких методов является метод проектной деятельности, который позволяет применить принципы диалогизма, креативности, соразвития,открытости. Основная задача педагогов – пробудить любовь к родному краю, воспитать любовь и уважение к семье, дому, детскому саду, городу, чувство гордости за страну. Сотрудники нашего детского сада с большим воодушевлением взялись за решение данных задач. Для начала творческой группой была разработана система и последовательность работы, разработаны блоки: семья детский сад родной город страна культура и традиции.

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Поэтому первый проект, который был разработан мною – «Дружная семья». Цель проекта – воспитание уважения к близким людям. Наш детский сад находится в зоне «повышенного риска». Основной контингент – дети из малообеспеченных и неблагополучных семей (отсутствие одного из родителя). В таких семьях нередко возникают конфликты - родители не хотят понимать детей, дети не могут поладить с родителями. В результате возникаю т конфликты, отчужденность, в некоторых семьях наоборот – излишняя опека со стороны взрослых. Поэтому и возникла необходимость – сблизить членов семьи, постараться свести конфликтные ситуации к минимуму.

В ходе реализации проекта было создано детско – взрослое сообщество, для которого характерны содействие друг к другу, совместное творчество, сопереживание, учет индивидуальных особенностей детей, их желания, права.

Проект «Дружная семья» актуален во всех возрастных группах. В каждой группе решаются свои задачи, используются разнообразные формы работы и виды деятельности. Если в младшей группе основная работа строится на изучении семейных фотографий, то в средней группе – фотографии по увлечениям, совместному времени провождению. Результат работы над проектом – оформление фотовыставки «Вместе дружная семья». Родители с удовольствием откликнулись на просьбу помочь оформить фотовыставку. Дети с интересом рассматривали фотографии, высказывали своё мнение. Они гордились тем, что выставку оформили их родители.

В старшей, подготовительной группе перед детьми становились уже более сложные задачи – знакомство с родословной семьи. В результате работы над проектом было создано генеалогическое дерево, дети расширили знания о более старшем поколении своей семьи. Работа по реализации проекта дала положительные результаты. Родители, старшее поколение стали активнее принимать участие в жизни детского сада, изменились отношения между детьми и взрослыми.

Любовь к Родине связана с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умением видеть красоту родной природы начинается знакомство с родным краем. Цель проекта «Экологическая тропа» - воспитание любви к родной природе, умение видеть и защищать ее красоту.

В ходе работы над проектом, дети собирали сведения о растениях, произрастающих на территории детского сада. Дети по крупицам исследовали каждый объект (о том какую пользу, а может и вред оказывает данный объект) и о необходимости сберечь его для будущих поколений. Продукт работы – красочно оформленный гербарий.

Любой край, область, даже небольшая деревушка – неповторимы и уникальны по своей культуре, красоте, истории. И здесь важно показать ребенку, что и наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Предварительный опрос показал, что у детей недостаточно сформированы представления о месте, где они родились и живут, нет знаний о том, чем знаменит их город, а в результате нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу. Для решения этих проблем был разработан проект «С чего начинается Родина», который велся по следующим направлениям – история возникновения города, люди прославившие город, памятники и достопримечательности города.

Знакомство с историей возникновения города происходило через посещение Краеведческого музея, через чтение специальной литературы исторического характера, через организацию исследовательской деятельности.

В нашем городе имеются неповторимые памятники архитектуры – Дом музей Льва Кассиля, Покровская церковь, построенная в 1825 году, Дом Ухина (худ-ная галерея,памятник героям, погибшем в ВОВ и героям Чернобыля. Формирование чувства гордости за свой город неразрывно связан с приобщением к творчеству всемирно известных людей.

В нашем городе провел своё детство и юность Лев Кассиль - знаменитый советский писатель, Альфред Шнитке – известный на весь мир композитор, который родился и долгое время жил в городе Покровске – Энгельсе. Прослушивание музыки, которую композитор посвятил родному городу, оставило неизгладимый след в душах детей. В нашем городе жили и творили такие известные художники, как А. И. Кравченко, Я. Я. Вебер А. А. Мыльников. Андрей Андреевич Мыльников передал в дар городу дом деда -памятник архитектуры, в настоящее время ставший художественной галереей, в которой собраны знаменитые картины самого художника, а также работы будущих знаменитостей города. Дети с большим интересом посетили художественную галерею и познакомились с работами художников. Результатом данного посещения стала выставка детских работ «Мой город». Итоговым мероприятием стало занятие «Я здесь живу, здесь родина моя», а также конкурс «Знатоки города».

Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Наблюдения показали, что у всех участников проекта возник устойчивый интерес к совместному творчеству.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результатам. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной творчески развивающейся личности, способствует патриотическому воспитанию. Проектирование раскрывает большие перспективы перед педагогом. Анализ и оценка результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть дальнейшее развитие проектной деятельности. В планах творческой группы разработка новых проектов -«Детский сад-мой дом второй»,»Я живу в России»,»Культура народов Поволжья»

Список литературы

1. Закон РФ» Об образовании»

2.»Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации «М. 2005г.

3. Веракса Н. Е. Веракса А. Н.»Проектная деятельность дошкольников»Мозаика-Синтез М. 2008

4Е. С. Евокимова «Технология проектирования в ДОУ».,М. 2006г.

5. Г. А. Ковалёва» Воспитание маленького гражданина» М. 2004г

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Публикации по теме:

Круглый стол «Круглый стол» нравственно - патриотическое воспитание дошкольников «Фольклор в работе с дошкольниками» Воспитатель Бочанская Наталья Васильевна.

Педагогический проект на тему «Что мы Родиной зовём» Этот проект мне очень понравился. Приятно было работать и с детьми, и с родителями, и с коллегами по работе. Когда речь заходит о патриотическом.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 3 января 2013 в 16:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....