Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего возраста

Ольга Булина
Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего возраста

Методическая разработка проекта (исследование) на тему:

Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста

(младшая группа)

Выполнила:

Воспитатель второй квалификационной категории

Булина Ольга Николаевна

ГБДОУДС№29 г Санкт – Петербург 2013г

Введение

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.)

Обогащению речи детей способствуют произведения устного народного творочества.

Однако отмечают, что народное творчество является одним из недостаточно изученных вопросов педагогики.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно - образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие" под редакцией М. Ю. Новицкой, "Оберег" Е. Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О. Л. Князевой. Педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. К детскому фольклору относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Актуальность

С одной стороны одним из важнейших направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи у детей и формирование словарного запаса, а эффективным средством может выступать произведения детского фольклора, с другой стороны отсутствуют разработанные методики и технологии использования произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.

В связи с этим было проведено исследование, целью которого являлось выявление эффективности использования жанров детского фольклора для обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного.

Объект: процесс развития словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.

Предмет: детский фольклор, как средство обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.

В качестве гипотезы выступило предположение что произведения детского фольклора будут способствовать обогащению словарного запаса детей при условиях

систематического использования жанров детского фольклора

общения с детьми (бытовой, игровой деятельности)

совместной работе детского сада и родителей

включения произведений малого фольклора в режимные процессы, игровую деятельность

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень развития словарного запаса детей младшего дошкольного возраста (провести мониторинг).

3. Провести опытно – экспериментальные работы по выявлению значения детского фольклора в обогащении словарного запаса детей мл. дошкольного возраста.

4. Выявить результативность проведенной работы.

5 Составить методические рекомендации для воспитателей

Исследование проводилось посредством

- наблюдения

- изучения опыта работы воспитателей

- изучения педагогической литературы (анализирования)

- эксперимента

- метода анализа, получения результатов

Исследование состояло из двух частей: теоретической и практической.

В первой части моей работы рассмотрены теоретические подходы к развитию словарного запаса дошкольника в детском саду, определены сущность и жанры детского фольклора, использование произведений детского фольклора в программе обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Мною установлено, что в младшем дошкольном детстве происходит интенсивное развитие речи, происходит быстрое обогащение словаря. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Среди методов развития словаря дошкольников выделяют ознакомление детей с произведениями детского фольклора.

В детском фольклоре заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию словарного запаса, но и образности речи.

Вероятно это одна из причин использования произведений фольклора для ознакомления детей в дошкольных учреждениях.

Однако, эффективность использования даже запланированных программой произведений фольклора для развития может быть низкой, из-за формального подхода к обучению и воспитанию детей, не систематичности.

Предполагаю, что произведения детского фольклора будут способствовать обогащению словарного запаса детей при условиях

- систематического использования жанров детского фольклора

- общение с детьми (бытовой, игровой деятельности)

-совместной работе детского сада и родителей.

Для подтверждения данного предположения мною была проведена опытно-экспериментальная работы на базе ГДОУ д/с №29 г. Санкт-Петербурга.

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом (диагностическом) определила размер словарного запаса детей. В результате чего установила, что большинство детей имеет средний словарный запас. При этом установила, что ни родители, ни педагоги не используют активно произведения детского фольклора для развития речи и обогащения словарного запаса детей.

На втором этапе была проведена работа формированию словарного запаса детей младшего дошкольного возраста посредством использования произведений детского фольклора.

Мною осуществлялась систематическая работа по ознакомлению и детей с произведениями фольклора (сказки, потешки, прибаутки и т. п.). При проведении работы использовала произведения фольклора в общении, как на занятиях, так и при осуществлении режимных процессов. Так же проводилась работа с родителями для осознания ими возможности развивать речь детей посредством произведений детского фольклора.

Повторное исследование на третьем (контрольном) этапе показало, что у детей вырос словарный запас, т. е. посредством использования произведений детского фольклора можно эффективно приводить работу по обогащению словарного запаса детей.

На основании результатов исследования сделала вывод, что гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что произведения детского фольклора при систематическом использовании жанров детского фольклора общения с детьми и совместной работе детского сада и семьи, способствуют способствовать обогащению словарного запаса детей, доказана.

На основании результатов исследования разработала следующие методические рекомендации для педагогов и родителей:

1. Систематически развивать речь детей посредством использования различных речевых форм. Здесь не заменимыми могут быть произведения детского фольклора: потешки, загадки, сказки должны сопровождать ребенка на всем протяжении его детства.

2. Использовать разные потешки и сказки, которые позволит детям узнавать новые слова и способы словообразования, что может послужить основой собственного словотворчества.

3. Важно при решении проблемы обогащать словарь детей и добиваться консолидированных действий детского сада и семьи.

4. Усвоение новых слов будет более эффективно, если они опробируются в игровой деятельности и режимных процессах. Предложите инсценировать не только сказки, но и потешки.

5. Новые слова следует так же соотносить с картинками, иллюстрирование потешек, сказок является важным условием развития речи. Рисунок выступает тут как ориентир для дальнейшего определения объектов и предметов окружающей действительности.

6. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д.

7. Детей следует активно приобщать к творчеству и тогда услышанные потешки и сказки могут получить новое развитие, видоизменяться

Таким образом, исследование показало, актуальная проблема обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста может быть решена, если активно используются произведения детского фольклора, результаты исследования, разработанные занятия с детьми и рекомендации могут быть использования педагогами и родителями для повышения эффективности обучения и развития детей младшего дошкольного возраста.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

План по самообразованию на 2012–2013 учебный год Михайловой Оксаны Викторовны Воспитателя младшей оздоровительной группы № 8 МБДОУ «Детский сад № 15», г. Зима, Иркутской области Тема Форма работы Результат Дети Педагоги.

Презентация к Мастер-классу с педагогами «Развитие речи через воображение» Цель работы с дошкольниками: Обучить детей построению и использованию моделей для пересказа художественного произведения и для сочинения.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего возраста
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 00:09
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...