Лучший педагог года

Использование различных форм работы в решении проблемы взаимодействия детского сада с семьей

Наталья Никитина
Использование различных форм работы в решении проблемы взаимодействия детского сада с семьей

ХОТИМ ПОДЕЛИТЬСЯ…

Использование различных форм работы в решении проблемы взаимодействия детского сада с сем

ьей[/b][/h3]

Никитина Наталья Николаевна

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада с семьей не подлежит сомнению. Разделенность груза ответственности за образование и воспитание ребенка взаимодополняемость детского сада и семьи стратегическая линия современного дошкольного образования. Взаимодействие детского сада и семьи является одной из самых приоритетных задач в работе МБДОУ «Анцирский детский сад».

Публикация «Использование различных форм работы в решении проблемы взаимодействия детского сада с семьей» размещена в разделах

ПОИСК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

К настоящему времени в отечественной и зарубежной педагогике разработаны разнообразные формы взаимодействия детского сада с семьей. Важно, чтобы родители увидели позитивное отношение воспитателя к их ребенку и могли быть уверены в том, что педагог действует только в интересах дошкольника.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития дошкольника.

Работу с родителями можно разделить на блоки:

1. Информационный блок (просветительский блок). Это подбор наглядной информации: оформление выставок, стендов, уголков для родителей, составление памяток родителей, выпуск газет, рекламных листов.

2. Аналитический блок. Сюда входят: анкетирование, диагностика, тестирование, интервью.

3. Практический блок: родительские собрания, тематические часы, пятиминутки, семинары-практикумы, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, Дни открытых дверей, посещении семьи на дому, беседы с родителями и детьми, индивидуальное консультирование, домашние задания, открытые занятия, лекции, клубы родителей, кружковая работа с родителями.

4. Досуговый блок: вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, утренники, посещения театра семьями, семейные выезды на природу.

5. Оценочный блок: заполнение книги отзывов и оценочных листов, экспресс-диагностика.

ВАЖЕН ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты из-за детей, родительские претензии к педагогам по вопросам воспитания, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

ПУТИ РЕШЕНИЯ

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личностного контакта с родителями. Именно с этого я начала сложный путь нахождения взаимопонимания с родителями. Ежедневное информирование родителей о том, как их ребенок провел свой день, чему научился, каких успехов достиг. Ведь отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников: от других, родителей, детей группы, воспитателей других групп. И это имело место быть. А ведь информация, полученная таким путем, может носить искаженный характер и привезти к развитию конфликтной ситуации.

Актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в важных вопросах семьи.

Этого позволяют добиться беседы. Проводятся как индивидуальные, так и групповые. Важно четко определить цель, что необходимо выяснить и чем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседника к высказыванию.

Не малую помощь оказывают консультации (индивидуальные и групповые). Целями консультации является усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь в разрешении проблемных вопросов. Например, тема последней консультации «Агрессивный ребенок: методы психодиагностики агрессивности, игры на снижение агрессивности». Практические рекомендации вызвали наибольший интерес среди родителей. Подготовленная заранее подборка игр, направленных на снижение детской агрессивности, была роздана родителям.

Так же в обязательном порядке проводим групповые и общие родительские собрания. Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, возникшие проблемы, конфликтные ситуации, вопросы, требующие немедленного решения, результаты образовательной работы. На общем собрании присутствуют все работники ДОУ. Предусматриваются выступления родителей.

Один раз в год проводим День открытых дверей, который дает возможность родителям познакомиться ближе с дошкольным учреждением, с традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Родители сами выбирают, какие занятия они хотели бы посетить, как правило, они интегрированные, для гостей также проводится спортивный праздник. В заключение праздничного дня работник ДОУ беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Часто молодых педагогов пугает обращение с жалобой или претензией. Многие педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят таких родителей в категорию сложных, пытаются переубедить их. Впоследствии родитель вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу. Я старалась реагировать на жалобу конструктивно и готова была исправить ситуацию, разобраться в возникшей проблеме, тем самым урегулировать спорные вопросы и наладить контакт с родителями ребенка.

В процессе поиска путей взаимопонимания и взаимодействия одно из главных мест занимает информационно-просветительская работа. У нас оформляются информационные стенды, родительские уголки, стенгазеты. Каждая группа создает свою стенгазету, выпуская ее 1 раз в 2 месяца. Мы выпускаем газету «От сердца к сердцу…». Газета имеет рубрики: «Примите на заметку», Пожелания», «Интересно!», «Хотим поделиться», «По страницам любимых сказок», «Руки папы, руки мамы и мои ручонки», «Читаем между строк», «Устами младенца».

Газета стала прекрасной возможностью делиться опытом проведения детских праздников, способов быстрого заучивания детьми стихотворений, возможностью рассказать из какого материала и каким образом дети совместно с родителями могут изготавливать поделки. Информационные заметки, интересные фразы, сказанные детьми, порой несущие на много больше информации, чем может показаться на первый взгляд, пользуются большим спросом среди родителей.

Наша группа имеет каталог «События и лица». Лица – это, конечно, дети нашей группы, а события – это все то, что происходит в жизни детей нашей группы и детского сада.

Каталог состоит из фотографий, на которых отражена наша повседневная жизнь и праздники, в которых мы непосредственно принимаем участие. Это не просто папка, куда сброшены фото. Это последовательно расположенные события с комментариями. Каталог любят просматривать не только взрослые, но и дети. Ценность его в том, что многие из родителей детей нашей группы не имеют возможности присутствовать на праздниках и досуговых вечерах, а тем более в течение учебного дня, поэтому каталог дает возможность проследить ключевые события из жизни группы детского сада. Ну и, конечно, пополнить свой домашний архив фото.

Информационный лист «Хотим узнать?». Это не скрытый от глаз большинства родителей диалог, а некая открытая дискуссия, о назревших проблемах, о наболевших вопросах, связанных с пребыванием ребенка в детском саду. Включиться в дискуссию может любой и выразить свою позицию. Это некий заочный «круглый стол».

Проведение анкетирования позволяет, сэкономив время, собрать максимум информации о семьях родителей детей нашей группы. Узнать о методах воспитания, традициях, позволяет воссоздать общую картину детско-родительских отношений, позволяет оценить, на каких основаниях строится родительское отношение к ребенку, выявить состояние и развитие сотрудничества семьи и детского сада.

Проведение конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей. Это выставки: Вторая жизнь вещей», «Овощной калейдоскоп», «Волшебство новогодних игрушек».

Особая тема - спортивные праздники. Праздникам всегда рады и дети и взрослые, а если он еще и спортивный, значит, мощную детскую энергию можно направить в положительное русло, снизив тем самым накопившуюся агрессию. В прошедшем полугодии нами были проведены спортивные праздники: «Кто со спортом дружит, не болеет никогда», «Приключения на таинственном острове», спортивная эстафета «Самый ловкий».

В связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, работники ДОУ ищут новые нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей и мы не явились исключением. Например, мы создали «Родительскую почту».

Так, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнение по поводу методов воспитания своего ребенка, высказать претензии, выразить благодарность, задать интересующие вопросы.

На родительских пятиминутках, мы решаем возникшие проблемы и отвечаем на вопросы родителей. А для тех, у кого не хватает возможности присутствовать на пятиминутках, ответы оформляем письменно.

Информационный уголок «Из первых рук». Он представляет собой конверты (индивидуально для каждого воспитанника, в которые помещается сообщения, адресованные родителям.

Содержание сообщений может быть разнообразным. Это вопросы, связанные с учебной деятельностью, поведением, стихи, информация, связанная с подготовкой к праздникам и много е другое.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является «Библиотека игр». Библиотека периодически пополняется. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Существует практика индивидуального подбора игр детям. Игры распечатываются и раздаются безвозвратно. Это игры на развитие мелкой моторики, игры на развитие памяти, игры на развитие зрительного внимания, игры на развитие мышления и другие.

От взрослых, окружающих ребенка во многом зависит, каким человеком он вырастит, и как будут строиться его отношения с окружающими людьми.

Неправильное воспитание, обусловленное незнанием закона, особенностей психического и психологического развития ребенка, может привезти к деформированному созреванию отдельных психических функций и личности в целом, ведет к нарушениям социальной адаптации и создает трудности в поведении, повышает риск нервно-психических заболеваний детей. Именно поэтому важно объединить усилия родителей и педагогов ДОУ для решения таких сложных социальных задач, как укрепление психического здоровья детей и обеспечение их разностороннего развития. Только при таком условии возможно обеспечить эмоциональный комфорт, содержательную и интересную жизнь ребенка в детском саду и дома.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: заметно изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех детдетского сад и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Публикации по теме:

Опыт работы «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей» Я хочу поделиться опытом работы (1слайд) по теме: «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей» (2 слайд) Среди.

Консультация «Обновление форм и методов работы детского сада с семьей по вопросам укрепления здоровья детей раннего возраста» Обновление форм и методов работы детского сада с семьей по вопросам укрепления здоровья детей раннего возраста Здоровье - это великая ценность.

Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей (из опыта работы) «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Жан-Жак Руссо Известно, что дошкольный возраст является.

Оздоровление детей в условиях взаимодействия детского сада с семьей На протяжении последних лет всех нас поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения.

План работы детского сада по реализации проблемы преемственности со школой Содержание Цель мероприятия Сроки Ответственный Оформление стенда и странички на сайте школы «Для вас родители, будущих первоклассников»:.

План самообразования «Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ» Работа по самообразованию Цель: Установить доверительные отношения педагога и родителей, объединяя их в одну команду, при развитии потребности.

Пути взаимодействия детского сада с семьей в сфере интеллектуального развитияПути взаимодействия детского сада с семьей в сфере интеллектуального развития Из опыта работы Тему интеллектуального математического развития я взяла потому, что любовь к точным наукам развивает умение логически мыслить,.

Сообщение из опыта работы «Использование новых форм взаимодействия воспитателя с родителями с учетом ФГОС» Сообщение из опыта работы по теме: «Использование новых форм взаимодействия воспитателя с родителями с учетом ФГОС ДОО» Старший воспитатель.

Использование нестандартного оборудования и различных форм организации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ Использование нестандартного оборудования и различных форм при организации физкультурно- оздоровительной работы в МДОУ. Для обеспечения.

Совместное участие детей и родителей в выставках и конкурсах детского сада-эффективная форма работы с семьей ВидеоСовместное участие детей и родителей в выставках и конкурсах детского сада-эффективная форма работы с семьей Видео Методическая разработка Проект методиста детского сада (дошкольного отделения) ЦО "МБОУ - Гимназия №1" г. Тула Красновой Людмилы Владимировны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование различных форм работы в решении проблемы взаимодействия детского сада с семьей
Опубликовано: 26 марта 2016 в 17:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД