Использование русского народного фольклора для развития музыкальных способностей

Лариса Шекера
Использование русского народного фольклора для развития музыкальных способностей

Вот уже на протяжении 25 лет работаю с детьми, используя русский народный фольклор во всех видах музыкальной деятельности и имею очень хорошие результаты, считаю, что использование этого бесценного материала должно стать приоритетным в дошкольном образовании. Развитие музыкальных способностей детей является основной задачей музыкального воспитания Успешное решение этой задачи зависит прежде всего от удачно выбранного музыкального репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации узыкальной деятельности. И в этом фольклор является идеальным материалом. Обилие гласных, простой ритмический рисунок интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни, незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь типично народными выражениями, поэтическими оборотами. Ребёнок органически включается в окружающую жизнь, учится наблюдать и понимать её, живёт в теснейшем контакте с природой. Именно в самом раннем возрасте необходимо заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребёнка. Малыши, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям - наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением и богатым внутренним миром. Ценность же всех музыкальных впечатлений дошкольного детства по мнеию А. В. Запорожца состоит в том, что они практически и психологически подготавливают малышей к самостоятельному творчеству.

Приобщение детей к народной культуре осуществляю через систему музыкальных занятий, кружковой работы, праздндники и развлечения.

Считаю, что ребёнок должен быть не просто слушателем, а активным участником процесса познания.

Развитие музыкальных способностей детей посредством русского народного фольклора начинаю с ясельной группы. Детям этого возраста наиболее понятен фольклорный материал. Маленькие дети воспринимают в песне прежде всего её словесное и наглядное содержание. Народные песни вызывают у детей огромный интерес, эмоциональную отзывчивость, побуждают детей подпевать, то есть способствуют развитию ладового чувства, музыкально-слуховых представлений.

Для развития у детей чувства ритма уже со второй младшей группы использую такой методический материал, как игры со словом,эти игры провожу как с музыкальным сопровождением, так и без него, под мелодизированный текст, который в определённой степени, как бы заменяет собой мелодичный напев. Для большинства игр использую народные тексты. Навыки пения на занятиях прививаю по известному принципу - от простого к сложному. При подборе музыкального репертуара учитываю возрастные особенности детей, фактор индивидуальности воспитанников. Объясняя новую игру, в которой есть зачин (считалка, певалка, жеребьёвка) никогда предварительно не разучиваю с детьми текст, всегда ввожу его в ходе игры неожиданно, такой приём доставляет детям большое удовольствие, ведущего никогда не назначаю, его выбираем считалкой.

По моим наблюдениям дети всем видам музыкальной деятельности предпочитают музицирование и поэтому использую музицирование не только на каждом занятии, но, и по возможности,во всех видах узыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). На своих занятиях применяю такой методический приём, приём как озвучивание" стихотворений и рассказов, используя при этом шумовые инструменты, звуки тела (хлопки, шлепки, щелчки, дети с большим удовольствием включаются в этот творческий процесс. В свое работе использую разнообразные виды занятий, на занятиях всегда присутствует элемент проблемной игры.

По рекомендации психолога использую такой приём, как проверка эмоционального состояния и настроения ребёнка, предлагая выкладывать на фланелеграфе предмет такого цвета, который соответствует настроению. Таким образом, ориентируясь на выбранные цвета "составляю картину" эмоционального состояния и удовлетворённости, или неудовлетворённости занятием.

Работая с фольклорной тематикой в течении многих лет разработала перспективный план, для всех групп, учитывая возрастные особенности детей, организовала детский кружок "Родничок"на занятиях которого более полно знакомлю дошкольников с музыкально-песенным творчеством русского народа, с праздниками и обычаями старины. Дети слушают народные сказки, играют в народные игры, музицируют. Для того, чтобы показать дошкольникам красоту многоголосного исполнения организовала фольклорную группу "Родные напевы", в которую вошли педагоги, имеющие хорошие вокальные данные. Подготовленный песенный материал использую п проведении праздников и развлечений.

Взрослая фольклорная группа "Родные напевы"

Использование русского народного фольклора для развития музыкальных способностей

Детский фольклорный кружок "Родничок"

Публикации по теме:

ИКТ в индивидуальной работе с детьмиИКТ в индивидуальной работе с детьми Значение ИКТ в индивидуальной работе с дошкольниками Все чаще в индивидуальной работе с детьми использую ИКТ. И это не дань времени. Считаю,.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование русского народного фольклора для развития музыкальных способностей
Опубликовано: 27 мая 2012 в 16:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Примерный план проекта для воспитанников СДС старшего дошкольного возраста «Я, моя...
Срок: один месяц( сентябрь) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....