Использование русского народного фольклора на логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Казанцева Алла
Использование русского народного фольклора на логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого – одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса.

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Произведения народного творчества оказывают громадное влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора. Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе, осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств.

Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей дошкольного возраста.

Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения устного народного творчества, позволяет выбрать его в качестве средства развития речи детей дошкольного возраста.

Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, А. В. Запорожец, О. С. Ушакова) дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.

Одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическое, так и на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, является логопедическая ритмика.

Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика - это ДВИЖЕНИЕ, МУЗЫКА и РЕЧЬ.

Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико - фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики, заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия (отсутствие речи).

Часто у детей - логопатов наблюдается недоразвитие и ряда психомоторных функций; страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.

Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве (например, он долго не может запомнить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый, определить, где у него левая, а где правая рука).

Дефекты произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме; определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у ребенка фонематических процессов.

Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией.

В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве.

Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально- дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.

НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

В логоритмике выделяют два направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

1. Развитие неречевых процессов:

- совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве

- регуляция мышечного тонуса

- развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей

- активизация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений:

- развитие дыхания, голоса

- выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности

- развитие артикуляционной и мимической моторики

- координации речи с движением

- воспитание правильного звукопроизношения

- формирование фонематического слуха.

Логоритмические занятия имеют разнообразные ЦЕЛИ:

- расширение словаря детей

- отработка грамматических тем

-автоматизация звуков

-развитие фонематического восприятия

-содействие эстетическому воспитанию

-воспитание эмоциональной отзывчивости

- развитие художественного вкуса

Сотрудничество специалистов:

Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада.

У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая - развитие и воспитание ребенка.

Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.

Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.

Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.

Родители разучивают речевой материал с ребенком дома.

Структура логоритмического занятия

ЭТАПЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ:

Организационный: Организация детей. Введение в игровую ситуацию. Вводные упражнения

Основная часть: Пение. Исполнение музыкальных скороговорок, песен.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Речевые упражнения с движениями,с музыкальным сопровождением и без.

Упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхания, голоса, артикуляции.

Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма, координации движений.

Подвижные игры

Игра на музыкальных инструментах

Танцевальные упражнения.

Заключительная часть: Заключительные упражнения.

Завершение игровой ситуации.

Оценка детской деятельности.

Виды деятельности на логоритмических занятиях

устное народное творчество

песенное творчество

танцевальное творчество

игра на музыкальных инструментах

театрально-игровой фольклор

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Повторяя за взрослым потешку в движении, у ребенка вырабатывается ритм, он лучше усваивает потом музыкальный ритм. С первых дней учим слушать народную музыку, знакомим с народными инструментами, которые приносят на занятия любимые герои петушок, лисичка, зайчик. Обучаем детей навыкам игры на инструментах, умениям проиграть ритм для персонажа.

В работе с песнями используем разные жанры: колыбельные, лирические, исторические. При этом усваиваются народные традиции в ненавязчивой форме на основе народной педагогики. В песнях встречаются редко употребляемые слова, старинные обороты. Обьясняя детям их значение, пропеваем их медленно, скороговорчато, громко, тихо.

В народных закличках, попевках много протяжных звуков. Это дает возможность работать в игровой форме над артикуляцией.

Разучивая хороводы, дети узнают, что они бывают разные: плясовые, драматические, орнаментальные, игровые. Они сами придумывают движения, мимику, жесты.

В групповых танцах ребенок учится красиво двигаться, учится понимать язык музыки.

В обучении игре на народных инструментах знакомим с элементами игры.

ЛИТЕРАТУРА

• Аникин В, И К мудрости ступенька. М., 1988.

• Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Издательство «Просвещение», 1985.

• Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М. ,1994.

• Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы// Сост. В. Агафонников. М., 1973. год

• Народные традиции воспитания детей, часть вторая «Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников»,методическое пособие, СПб АППО, Санкт – Петербург, 2008г.

• Науменко Г., «Жаворонушки», выпуск №4, Москва «Советский композитор» 1986г.

• Новиковская О. А., «Логоритмика» для дошкольников в играх и упражнениях, сапкт – петербург, КОРОНА принт 2005 г.

• Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду// под ред. А. В. Орловой. Владимир, 1995.

• Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4-5 лет, издательство КАРО «Санкт-Петербург» 2009.

• Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях», методическое пособие СПб АППО, Санкт – Петербург 2008г.

Публикации по теме:

Консультация на тему «Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики» «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного.

Развитие дошкольников с использованием художественной литературы Тема «Развитие дошкольников с использованием художественной литературы». В развитии речи дошкольников огромную роль играет художественная.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Использование русского народного фольклора на логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Опубликовано: 11 января 2014 в 17:13
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Досуг «Праздник мам!»
«Праздник для мам! » досуг для детей и родителей в подготовительной группе. В этом году праздник в нашей группе прошел замечательно. Дети сначала...
«Осень, золотая в гости к нам пришла» фотоотчет.
Дорогие коллеги предлагаю вашему вниманию отчет о том, как прошел у нас осенний праздник. Солнышко не хочет землю согревать Листья пожелтевшие стали...
Помощник Деда Мороза — Снеговик!
В этом году в нашу группу заглянул в гости вот такой Снеговик! Может мой небольшой мастер - класс и Вас вдохновит на создание подобного гостя )...
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...
Я и природа. Экологическая тропа.
Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность за...